Для современного музыканта важно не только знать техники и способы создания образов в своей музыке, но и понимать причины и механизмы, с помощью которых наш мозг дешифрует музыкальную информацию и как она преобразуется в конкретную эмоцию/чувство.
Современные исследования в этом вопросе опираются на 7 компонентную схему СРОЭВЭМ
Она описывает 7 механизмов, посредством которых музыка может вызывать эмоции. Это:
- Стволовой рефлекс
- Ритмическая синхронизация
- Оценочное обусловливание
- Эмоциональное заражение
- Визуальные образы
- Эпизодическая память
- Музыкальные ожидания
Каждый из них работает в разной степени зависимости от работы разума, по разному связывается с техниками композиции. Каждый из них работает с разной скоростью.
Сегодня разберем с вами первый механизм. Стволовой рефлекс
Это процесс, при котором у слушателя возникает эмоция из-за того, что акустическая характеристика, такая как интенсивность звука или шероховатость тембра, превышает определенное пороговое значение, для которого слуховая система была спроектирована естественным отбором, чтобы быстро предупреждать мозг.
Представьте, что вы сидите на концерте, наслаждаетесь приятной мелодией, и вдруг – бац! – громкий удар литавр или резкий аккорд. Вы аж подпрыгиваете на стуле. Это и есть стволовой рефлекс в действии. Наш мозг реагирует на неожиданные, громкие, диссонирующие звуки как на потенциальную угрозу. Сердце начинает биться чаще, мы напрягаемся, готовые к действию.
Вот так композиторы мы можем пробивать сознание слушателя и намеренно влияет на стволовые рефлексы.
Пример в классической музыке громкий аккорд в конце тихого раздела в “Симфонии №94” Гайдна, называемой “Сюрприз”.
Еще один пример – четвертая часть, Allegro con spirito, Симфонии № 2 ре мажор, сочиненной Иоганнесом Брамсом, где внезапно в 23-м такте вступает громкий участок с полным оркестром.
Как же использовать этот фактор в своей музыке?
Вот несколько идей:
Контрасты громкости. Чередуйте тихие и громкие части. Внезапный переход от пианиссимо к фортиссимо встряхнет слушателя не хуже двойного эспрессо.
Тембровые сюрпризы. Используйте инструменты с резким, пронзительным звуком (медные духовые, ударные) на фоне нежных струнных или деревянных духовых. Слушатель точно не уснет!
Диссонансы и кластеры. Неожиданный резкий диссонанс среди благозвучных аккордов заставит слушателя поежиться. Как острый перчик в блюде.
Басовые педали. Глубокие басовые ноты ассоциируются с чем-то грозным, мощным. Используйте их, чтобы нагнетать напряжение.
Ускорения темпа и ритма. Постепенное ускорение, учащение ритма создает ощущение надвигающейся бури.
Важно не злоупотреблять такими приемами, так как они быстро приедаются. Но в нужный момент такой прием может стать мощным эмоциональным допингом, дополняя другие музыкальные средства выразительности. Стволовой рефлекс (например, испуг) также может привести к вторичной реакции, такой как смех, тревога или гнев, в зависимости от того, как неожиданное событие интерпретируется (или оценивается) впоследствии
Важнейшие особенности и характерстики работы стволового рефлекса при восприятии музыки:
- Создает фокусировку внимания на потенциально важных изменениях или событиях в ближайшем окружении.
- Связан с экстремальными или быстро меняющимися базовыми акустическими характеристиками
- На него слабо влияет культурный контест или наличие/остутствие образования. Отражают “жестко запрограммированные” реакции на простые признаки, на которые обучение не оказывает большого влияния
- Используется для эмоций удивления. Временной фокус: Настоящее
- Имеет низкую контролируемость сознанием
- Имеет среднюю зависимость от мелодии, гармонии, ритмики. То есть не важно кто и когда ударит в литавры, главное чтобы это было внезапно, неожиданно. Но имеет зависимость от тембра, громкости, частоты (низкие ноты пугают сильнее).
- Формируются до рождения
- Имеет быструю скорость влияния на эмоции. Вызывает их менее чем за секунду.
0 комментарий (-ев) к статье "Эмоции в музыке. Стволовой рефлекс"