Энгармони́зм (от др.-греч.ἐν– «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Это явление в современной музыкальной системе, которое вызывает особые сложности в понимании у новичков. Кажется, что нет никакой логики в том, чтобы записывать одни и те же звуки по разному. Зачем все усложнять и писать одну и ту же ноту 3мя, а то и 4-мя разными способами?
При этом каждый из нас не задумываясь делает подобное в языке. Для одного и того же звука мы используем разные варианты написания:
Йод, Ёж, произнесите эти 2 слова
Иностранец скажет – зачем писать один и тот же звук по разному, если можно просто все звуки писать одинаково. Как слышим, так и пишем:
Што, Пачему, Виласипед и тд
Но любому грамотному человеку понятно, что так мы придем к тому, что не сможем понять смысл конкретного слова. Например, леса/лиса.
При этом если в языке действуют нормы, которые нам и правда порой непонятны, то в музыке все подчиняется строгим законам, а именно одному: нотная запись должна обозначать расстояние одного звука по отношению к другому и быть универсальной. а также должна указывать на направление движения конкретной ноты.
Давайте пойдем от противного: Представим, что начинающий музыкант решил записать на ноты трезвучие Cm, которое он взял допустим на гитаре.
Он пишет звуки:
Убрав повторяющиеся звуки наш горе музыкант получил аккорд C D# G. Отлично – теперь он может сделать вывод, что для того, чтобы построить аккорд ему нужно взять увеличенную секунду и увеличенную кварту. Строим минорное трезвучие от ноты Ля:
Вот тут у пытливого музыканта уже должен назреть вопрос, ну допустим он не назрел. Он продолжает исследовать теорию и берет аккорд Db мажор и находит в нем ноты:
Получилась формула большая терция + увеличеная секунда.
Все знают, что трезвучие До мажор строится на первой ступени мажорного лада, а в до мажоре знаков нет. Наш музыкант записывает трезвучие до мажор:
Формула Большая терция + большая! Да, что же это такое с этой теорией! Все трезвучия строятся по разному!
А все потому, что мы убрали из наших вычислений важное свойство звуков – их соотношение и ступеневые качества. Если не принимать их во внимание, то можно придумать еще несколько странных формул для трезвучий, которые будут все время разные, но истина в том, что формула трезвучия одна и она предполагает движение через ступень. И это один из плюсов использования энгармонизмов, то есть равенство по звучанию разных по записи и функции звуков.
Конечно же, Cm должен быть записан с нотой Eb. Так как двигаясь от ноты C через ступень мы получим ноту E, а затем уже альтерируем ее.
Таким образом, правильная запись помогает нам не просто понять какой звук нужно взять, но и какую роль он выполняет в контексте тональности и как он соотносится с окружающими звуками.
Важно понимать природу происхождения энгармонизма. До появления темперированного строя диезы не были равны бемолям. И до сих пор скрипачи играют бемоли занижая, а диезы завышая. Аналогично делают вокалисты и духовики.
То есть, это были (и есть) действительно разные ступени по звучанию, соответственно ошибиться было невозможно, если бы вы взяли аккорд CD#G в нетемперированном строе, то ваши уши не сказали бы вам спасибо:)
Но темперация создала равенство ступеней и звуков, которое, тем не менее, не сделало их равными по восприятию. Поэтому звуки D# и Eb мы слышим одинаково, но функция их до сих пор разная, то есть так же, как это было до появления темперации.
Поэтому для простого понимания энгармонизма представляете их как омонимы в языке. Мы говорим ключ или ласка и понимаем, что в разных контекстах они имеют разный смысл.
Для понимания смысла записи звуков помните о ступеневом качестве звуков и вы никогда не перепутаете запись диезов, бемолей или дубль диезов и дубль бемолей.
0 комментарий (-ев) к статье "Энгармонизм"