Что такое аранжировка и чем она не является?
Недавно мы проводили опрос на тему, какой практикум был бы интересен нашим подписчикам/студентам (кстати, проходите его https://vk.com/wall-29536596_4845 если еще не прошли, практикум уже будет на следующей неделе) и на удивление на первое место вышла тема: аранжировка
Почему на удивление?
Сегодня именно об этом хотел бы поговорить.
Как мне кажется, ни одна из областей музыкальной деятельности не имеет такой неопределенности как аранжировка.
Почему?
Давайте задам лишь несколько вопросов, а вы попробуйте ответить на них следующим образом: является это аранжировкой или нет
Итак, несколько вопросов:
1) Является ли аранжировкой подбор звука или сэмпла бочки?
2) Является ли аранжировкой собирание из сэмплов композиции
3) Является ли аранжировкой подбор аккордов к мелодии
4) Должен ли аранжировщик использовать DAW для создания аранжировки
5) Подбор инструментов это аранжировка?
6) Сочинение контрапунктов или мелодий, которых нет в изначальной композиции это аранжировка?
7) Использование автоаранжировщиков это процесс аранжировки?
8) Должен ли аранжировщик сводить аранжировку и подбирать каждый тембр, который в ней есть?
Таких вопросов, можно задать очень много и на многие из них очень сложно ответить даже тому, кто занимается аранжировкой.
Первое с чего нужно начать это то, что обозначить очень простую истину и принцип:
Процесс создания готовой композиции (например, песни) состоит из нескольких этапов.
Желательно, чтобы на каждом этапе над материалом работал новый музыкант.
Итак, какие это этапы
1) Сочинение песни
Как выглядит этот этап в самом простом виде? Я думаю вы слышали или сами поете песни под гитару или фортепиано.
Сочиненная песня чаще всего должна выглядеть именно так.
Чтобы её можно было взять и спеть под аккорды на гитаре или фортепиано. Есть конечно исключения, но о них как-нибудь в другой раз. На этом этапе никакой аранжировки и подбора звуков нет. Здесь рождается, собственно, музыка в своем чистом виде.
Подумайте о таких песнях как Бесамэ мучо или Очи черные. Разве нам важно что там играет гитара, фортепиано или какая аранжировка в ней звучит? Мы слышим именно ПЕСНЮ.
А аранжировка это лишь одежда для музыки.
2) Аранжировка
Получив от автора песню, аранжировщик решает, что будет с ней делать. И итоговый результат зависит от десятков разных факторов.
Важно отметить следующее. Аранжировка в готовом виде, в отличие от песни, может иметь 2 вида:
А) В виде партитуры в любом нотном редакторе. В такой партитуре мы указываем какой инструмент и какую партию играет. И если нужно указываем характер тембра.
Например, клавишные играют электроорган или струнные или brass. Но аранжировщик не должен выбирать какой это будет синтезатор и какой яркости это будет тембр и т.д.
Или мы указываем, что гитара играет на чистом звуке с дилеем или с дисторшном, но не указываем какие усилители и педали она должна использовать. Это не задача этапа аранжировки. Если мы пишем аранжировку для живого состава, то большую часть партий даже не нужно прописывать детально
Б) В виде мультитрека и midi
В этом случае живые инструменты прописывают музыканты или они заменяются на библиотеки. Синтезаторы дублируются в виде аудиодорожек и midi. На этом этапе аранжировщик может подобрать нужные ему тембры, но это будет не окончательное решение. Например, он может просто указать, что на гитаре нужен дилэй и легкий перегруз, а микшер уже решит, какие это конкретно должны быть эффекты. И тут мы переходим к следующему этапу
3) Сведение/Саунд-продюсирование
Начнем с того, что на этом этапе работа аранжировщика уже, в целом, закончена.
Если все тембры и звуки инструментов уже записаны и подобраны идеально, то микшер ничего особо не трогает. Но для многих элементов, звукорежиссер может принимать решения, несвязанные с самой аранжировкой, по причине того, что угадать как будут сочетаться все тембры между собой при аранжировке невозможно. Например, может понадобиться другой тембр бочки, нужно сделать реампинг гитар или выбрать более мягкий или острый тембр струнных. Все это влияет больше на общее звучание аранжировки, а не на ее музыкальную составляющую. И музыкальный материал никак не изменяется.
4) Мастеринг
Его делает следующий музыкант в цепочке. Нас это не касается, поэтому пропустим.
Итак, так что же есть искусство аранжировки, а что не относиться к нему и какие навыки нужны аранжировщику в первую очередь?
Из этой статьи вы можете сделать уже первоначальные выводы, а более детально обсудим в следующей части.
0 комментарий (-ев) к статье "Этапы производства трека. Аранжировка"