• Корзина пуста.

Фраза в музыке

Фраза в музыке это понятие музыкального синтаксиса, которое обозначает определенный элемент музыкального языка, имеющий однако достаточно широкое толкование, в отличие от мотивов и предложений и периодов.

Фраза может рассматриваться от общего к частному или наоборот от частного к общему.

В одном случае говорят, что фраза это элемент формы, который состоит из 2-3 мотивов, которые либо развивают одну идею либо создают контраст образов на основе двух разных мотивов/интонаций. Часто фраза является самостоятельным построением, после которого возможен переход к новой музыкальной мысли.

В другом случае говорят, что предложение состоит из нескольких фраз. То есть фраза выступает как связующее звено между мотивом и предложением.

Одна из особенностей фраз, как элементов музыкального синтаксиса является вездесущность – они пронизывают музыкальную композицию на всех уровнях и во всех типах развития. Фактически можно создать музыкальное произведение без предложений или периодов, только на основе бесконечного чередования слабо связанных друг с другом фраз, что мы можем слышать например в джазовых, блюз, рок импровизациях.

Фраза не ограничивается двухтактом и двухмотивным составом – один из важных признаков фразы это ей гибкость – например, двухтактовая фраза может состоят из 3х мотивов

два мотива могут образовывать трехтактовую фразу

Так как фраза образуется из мотивов, то мы легко можем обозначить способы создания фразы из мотива:

  1. Сцепление новых мотив
  2. Повторение мотива
  3. Варьирование мотива
  4. Секвенцирование мотива
  5. Неделимая фраза

На звучание фразы, как и на другие элементы синтаксиса тональной музыки влияет ее ладовая структура. Так как у нас есть два типа звуков устойчивые и неустойчивые, то существует 4 следующих типа фраз:

I. фразы, начинающиеся и оканчивающиеся на устойчивой ступени;

II. фразы, начинающиеся на устойчивой ступени и оканчивающиеся на неустойчивой;

III. фразы, начинающиеся и оканчивающиеся на неустойчивой ступени;

IV. фразы, начинающиеся на неустойчивой ступени и оканчивающиеся на устойчивой.

Фразу по другому можно назвать большим мотивом так как в одномотивной фразе происходит их слияние.

Длина фразы может варьироваться от половины такта до 8 тактов, таким образом появляются фразы-предложения. Такие фразо-предложения представляют собой единое, неделимой мелодического движение, которое невозможно разделить на отдельные фразы

Фразы могут быть основной свободных построений и сквозных форм, не объединяясь в более крупные элементы формы:

В данном случае фраза музыкальная схожа с языковой, мы очень часто может разговаривать только фразами, без объединения их в какие либо осмысленные единицы типа предложений или абзацев, что, кстати, особенно ярко проявляется в разговорной, то есть импровизационной музыке, где исполнитель, чаще всего, просто не имеет возможности организовать импровизацию в что-то большее чем фраза.

Выделим наиболее важные особенности фразы:

  1. Состоит из нескольких мотивов
  2. Либо, если мотив длинной больше одного такта, то сливается с мотивом образуется фраза-мотив
  3. Фраза, в отличие от мотива, имеет некую законченность, хотя менее закончена чем приложение и период, так как не имеет каданса
  4. Фраза может быть основной формы, не склеиваясь в более крупные построения, – например джазовые импровизации или рок-соло построены часто на основе фраз без какой-либо организации
  5. Фраза не имеет привязки к метру или количеству тактов: может быть двух-тактовая фраза из 3х мотивов, 3х тактовая фраза из 2х мотивов или 5 тактовая фраза-предложение и т.д.
  6. Простейший способ понять фразу и её многогранность это сравнение с языком – мы можем разговаривать фразами или оборотами речи без объединения их в более крупные построения
  7. На восприятие и звучание фразы влияет то, с какой ступени она начинается и на какой ступени заканчивается
23.06.2022

0 комментарий (-ев) к статье "Фраза в музыке"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture