• Корзина пуста.

Инструменты для развития чувства ритма

Инструменты для развития чувства ритма

Cегодня обсудим инструменты для развития чувства ритма, которыми пренебрегает большинство музыкантов, занимающихся самообразованием, что в результате приводит к очень низкому КПД в занятиях, а в долгой перспективе к неумению играть музыкально ровно.

В начале хотел бы отметить одну важную деталь, на которую мало обращают внимание не только музыканты, но даже некоторые преподаватели (имею ввиду преподавателей по инструменту).

При исполнении музыкального произведения любые ритмические ошибки (кривая игра, неровный темп, неправильные длительности) воспринимаются гораздо более остро, чем звуковысотные или исполнительские.

То есть, условно говоря, если вы играете криво, но все правильно, то это звучит плохо. Если же вы играете ровно, но неверно интонационно, звуковысотно, то звучание будет в разы лучше.

Понятно, что важны все аспекты, но ровная ритмическая игра по определению звучит более качественно.

Кстати, именно по этой причине, если вы играете в составах где есть ударник, обращайте самое пристальное внимание именно на ударника. Кривой барабанщик, даже виртуозную группу заставит звучать как выпускников колледжа, а с ровным барабанщиком даже ученический уровень будет звучать хорошо.

Думаю очевидно, что развитие чувства ритма должно быть приоритетным для любого исполнителя.

Однако, какие инструменты развития чувства ритма чаще всего используют музыканты?

Самый популярный здесь, пожалуй, метроном.

И….

Фактически самый бесполезный…

Если его использовать неправильно.

Одна из самых популярных ошибок в работе с метрономом это элементарное НЕПОПАДАНИЕ в метроном.

Если подумать, то это достаточно логично.

Если развитое чувство ритма предполагает 100% попадание в метроном, то вы не можете в него попадать если оно у вас неразвито

Так чем же вы занимаетесь, если играете упражнения под метроном?

Я бы сказал, ухудшением чувства ритма.

Первоочереденой задачей в занятиях должны быть следующие этапы:

  1. Умение слышать и воспроизводить пульсацию (базовая 16ми)
  2. Перевод пульсации из внешнего во внутреннее (так называемый процесс интериоризации)
  3. Переход на метроном четверятями (а позже целыми) с внутренним ощущением пульсации

Важно также отметить, что все вышеописанные этапы нужно осваивать, с использованием техники разделения инструмента и навыков ритмической игры.

Для этого используются инструменты:

  1. Речевая декламация (методы счета подробно описаны тут https://www.youtube.com/watch?v=Q8-sd2OF5GM)
  2. Хлопки, постукивания
  3. Дирижирование

Эти инструменты также переводятся из внешних во внутренние, затем переходите на отработку на инструменте.

Метроном же здесь выступает лишь как вспомогательный инструмент, помогающий отслеживать прогресс. Гораздо важнее, если у вас нет преподавателя, записывать себя и проверять с помощью графических решений DAW.

Вернемся к методам работы с пульсацией.

Основная ошибка у студентов это попытка выполнять упражнения на развитие чувства ритма сразу с метрономом, который играет четверти.

Но, так как у них нет развитого ощущения внутренней пульсации, то расстояние между ударами метронома для них представляет собой пустоту.

Раз щелчок, два щелчок…

Профессиональный музыкант всегда между щелчками слышит пульсацию, что опять же логично, так как нельзя сыграть 16е, если вы не слышите 16е (почему важно слышать любую теоретическую идею я рассказываю здесь  https://youtu.be/ONHksgFjMFQ)

Как научиться слышать и чувствовать эту пульсацию?

Конечно же используя метроном, который играет эти 16. Советую использовать Fine Metronome, так как он очень музыкально играет пульсации любого вида.

Естественно вы не только слушаете эти 16, но и проговариваете их, простукиваете, прохлопываете.

Как только вы научились чувствовать и слышать пульсацию 16ми, включаете 8е, затем 4, потом переходите на половинные и в конце на целые.

Своеобразным идеалом считается возможность исполнить ритм ровно в течение 8 тактов без метронома и попасть в сильную долю.

Для развития этого навыка есть специальное упражнение, расскажу он нем в следующих статьях.

В целом ваша главная задача состоит в интериоризации ощущения пульсации.

Важно сформировать ощущение пульсации, которое будет работать в фоновом режиме, которое работает независимо от того что вы играете и как.

После этого вы переходите к работе над ритмами на инструменте.

13.03.2023

0 комментарий (-ев) к статье "Инструменты для развития чувства ритма"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture