Басовый голос один из важнейших элементов музыкальной фактуры, который равнозначен мелодической линии и который очень часто определяет характер звучания не только мелодии, но и всё фактуры.
В этой статье рассмотрим в виде конспекта основные подходы к работе с басовым голосом.
Басовый голос можно рассматривать в 2-х контекстах
- Абстрактно на конкретный аккорд. То, есть аккорд вне контекста последовательности
- На конкретный аккорд в контексте движения гармонии
В первом случае мы отталкиваемся от расположения сильной и тяжелой доли, а также базовой пульсации.
В целом, общее правило здесь такое:
Если используются длительности основной пульсации, то на сильную долю используем или 1 или 3 ступень (например, если пульсация четвертями, то на первую долю 1 или 3).
Если используется длительность расположенная правее по шкале деления ритмической тональности (для четверти это восьмые или 16), то на опорную длительность, в целом, предпочтительнее использовать аккордовые звуки. Но в любом случае на 1 долю мы используем только 1 или 3 ступень. При быстром движении (16 или триоли), также аккордовые звуки должны быть взять на 3 долю, а также на те доли, которые выполняют роли опорных.
На любой аккорд мы можем использовать все 12 звуков темперированного строя, но в приоритетности слоев:
- Аккордовые
- Диатонические неаккордовые
- Хроматические неаккордовые
Диатонические неаккордовые привязаны к ритмической сетке по определению. Например, проходящие только на слабых долях, задержания на сильных, предъем на последней доле такта, вспомогательные теоретически могут быть в любом месте такта.
- Басовая линия в контексте последовательности
Во втором случае, в контексте прогрессии, 3 ступень на сильную долю приоритетнее используется там, где она образует секундовое движение линии баса для соединения аккордов. То, есть по логике голосоведения и соединения аккордов ходом на ближайший тон.
При использовании септаккордов правила, в целом, сохраняются, но на сильную долю может попадать и септима, в том же контексте, что и терция в трезвучии. Особенно часто такой подход применяется для соединения трезвучия и септаккорда от одной примы. Например, С С/Bb или Am Am/G F#m7b5 F
И в особых случаях, когда используем остинатный бас, то на любую долю может попадать любая ступень аккорда. Но в басу в этом случае будет или тоника или доминанта лада.
При движении восьмыми, триолями, 16 –в басу могут использоваться диатонические и хроматические неаккордовые звуки, на основе тех же принципов, что и в первом подходе.
Конечно же басовая линия может быть контрапунктирующей мелодией.
В этом случае мы руководствуемся не правилами соединения с аккордом, а правилами контрапункта, сверяя с гармонией узловые точки движения.
0 комментарий (-ев) к статье "Как написать партию баса. Основные принципы"