О том, зачем нужно “снимать” музыку я уже писал здесь. И если Вы намерены развиваться как музыкант, то без этого опыта Вам не обойтись по многим причинам. Например, если Вы не сможете найти ноты какого-то произведения Вам, возможно, будет необходимо снять его и записать на ноты. Однако без необходимой подготовки Вы не сможете этого сделать.
Первое, что необходимо Вам для занятий транскрибированием это терпение, поскольку процесс переложения звучащей музыки на ноты может быть достаточно растянут (иногда запись 16 тактов может занять час и даже больше).
Какие знания необходимы для съема?
Знание теории музыки очень желательно, поскольку поможет Вам более четко понимать, какие ноты вероятнее всего играет исполнитель и каким образом лучше всего их зафиксировать. Вы также должны уметь правильно записывать ритмы, определять размер, тональность и структуру формы. Используйте следующий список, чтобы контролировать Ваши занятия искусством транскрипций:
1. Используйте программы помогающие замедлять музыку (наилучшая из них Transcribe!)
Как правило, в таких программах Вы сможете выделить один фрагмент и повторять его бесконечное количество раз. Также Вы сможете замедлить темп воспроизведения без изменения высоты тона, что может потребоваться для снятия быстрых или особо невнятных партий. Фактически вы можете даже выделить всего одну ноту и слушать ее до тех пор, пока не определите ее высоту. Это может очень сильно продвинуть Вас на первых порах.
2. Используйте программы нотные редакторы (Finale, Sibelius, Guitar pro)
Это разгрузит Вашу память, и Вы сможете сконцентрироваться только на процессе. Решите какой элемент Вы должны определить (например ритм) и зафиксируйте его, затем определите следующий и так далее. Поскольку Вы неизбежно будете совершать ошибки и записывать разные варианты транскрипций, то использование нотных редакторов позволит Вам с легкостью вносить изменения в нотный текст и создавать несколько различных редакций.
3. Занимайтесь в тихом месте.
Транскрибирование очень ресурсоемкий процесс, поэтому любые отвлекающие факторы замедляют и мешают согласованной работе слуха и сознания. Вам необходима предельная концентрация для успешной работы.
4. Используйте наушники
Использование наушников помогает в тех случаях, когда Вы не можете установить что играет исполнитель в каком-либо фрагменте (причиной может быть излишняя плотность фактуры, качество сведения, слишком большая скорость игры и т.п.)
5. Настройте Ваш инструмент под запись.
Некоторые проблемы возникают из-за того, что строй записи не совпадает с реальным. Очень часто многие группы используют нестандартные или пониженные строи (особенно в тяжёлой музыке), поэтому прежде чем начать снимать убедитесь в том, что Вы верно определили тональность. Существует несколько критериев определения тональности. Как правило все они индивидуальны, но в качестве общих рекомендации можно использовать следующие:
Любые неудобные тональности (Ebm, Abm и т.д.) чаще всего указывают на пониженный строй (кроме джазовых стилей)
Гитаристы и бас-гитаристы могут определять строй по самой низкой ноте и аппликатурным сеткам, а также звучанию открытых струн.
Также можно посмотреть видео с концерта.
6. Используйте тот же звук и эффекты
Гораздо легче подбирать партию, используя тот же звук, что и на записи. Скорее всего, будет очень трудно снять партии гитары с дисторшн, играя на чистом звуке. Это к тому же развивает тембровый слух.
7. Снимайте небольшими фрагментами, постепенно увеличивая их протяженность.
Гораздо легче снять один такт или даже полтакта, чем целый период. Таким образом, Вы за более короткий промежуток времени сможете зафиксировать большее количество музыки. Это объясняется тем, что Ваша музыкальная память в таком случае задействуется по минимуму, и Вы продвигаетесь быстрее.
8. Делайте перерывы
Очень важно делать перерывы по 10 минут через каждые 45-50 минут. Используйте это время для отдыха, дайте ушам и мозгу отдых и забудьте на это время о музыке.
9. Держите под рукой книгу по музыкальной нотации и музыкальный словарь.
Это поможет Вам в сложных ситуациях, когда Вы не сможете определиться с каким-либо нотным обозначением. Как правило, в конце любой партитуры есть раздел с условными обозначениями.Можно использовать их. Используйте таблицы ритма для облегчения своей работы.
10. Используйте стереоэффекты, изменение фазы и т.д.
Иногда бывает просто невозможно расслышать какой-то инструмент. В таких случаях очень часто помогает прослушивание только одного канала либо изменение фазы в одном канале и сведение в моно (в результате общие инструменты для обоих каналов перестают звучать и Вы можете услышать необходимую Вам партию)
11. Семь раз отмерь – один отрежь
Обязательно проигрывайте снятые партии в нормальной и половинной скорости с записью, а после исправляйте обнаруженные ошибки. Очень часто мы слышим то, что хотим, а не то, что есть на самом деле. Поэтому необходимо всегда тщательно проверять и анализировать Ваши транскрипции
12. Оформите и распечатайте
Чтобы оценить результат своей работы снимите полностью альбом своей любимой группы, запишите его со всеми нюансами и распечатайте
(Кстати, если Вам это по душе Вы можете найти работу в качестве транскрайбера).
С сегодняшнего дня внесите в свой график занятий транскрибирование и занимайтесь им не менее полугода. Результаты Вас поразят: у Вас улучшится музыкальная память, слух, восприятие и понимание музыки и теории.
Совершенно верно! Занимаюсь “съёмом” на слух джазовых скрипичных партий (jypsy-jazzjazz-manouche)около двух-трёх лет. Обогатился опыт не только слуховой, но и игровой. Освоила множество приёмов игры на инструменте, получила много радости творчества.
(особенно в тяжолой музыке) > …тяжёлой…
Покажите мастер-класс уроков со сёмом музыки на ноты. А где взять инструкцию Transcribe на русском?