Еще один видеоурок по ладам народной музыки.
Подробная статья уже была, но здесь не много другой подход.
Как обычно в начале конспект:
Основные сходства и отличия диатонических ладов коренятся в качестве терции, построенной от тоники.
Большие терции характеризуют большетерцовые лады (ионийский, лидийский и миксолидийский), а малые терции — малотерцовые (эолийский, фригийский, дорийский и локрийский).
Если сравнить большетерцовые лады с натуральным мажором, а малотерцовые — с натуральным минором, обнаружатся типичные черты того или иного лада.
Так, ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается от него IV ступенью, а миксолидийский — VII ступенью.
При сравнении малотерцовых ладов с натуральным минором мы обнаружим, что эолийский лад полностью совпадает с ним, фригийский отличается от него II ступенью, дорийский — VI ступенью, а локрийский — V и II ступенями.
Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд:
Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.
Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов:
Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе
Помимо названных диатонических ладов, в средневековой музыке встречались и другие, совпадающие с ними по звукоряду, но отличающиеся расположением устойчивых звуков.
Так, в описанных ладах кроме I ступени относительной устойчивостью обладает и V ступень. В других разновидностях диатонических ладов относительно устойчивой является IV ступень. Лады с устоями на I и V ступенях называются автентическими, а с устоями на I и IV ступенях — плагальными, или гиполадами.
Гиполады представляют собой как бы основные автентические лады, в которых роль тоники выполняет V ступень, а роль относительного устоя — I ступень. Если взять, например, гамму ионийского лада и выписать ее начиная с V ступени , сохранив устои, но поменяв их местами, мы получим гамму гипоионийского лада
Гамма гипоионийского лада совпадает по звуковому составу с гаммой миксолидийского лада, за исключением местоположения относительного устоя и, следовательно, соотношения между устоями.
Подобным образом могут быть получены гаммы гиподорийского, гипофригийского и других плагальных ладов.
Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.
секунда тут подразумевается как интервал ведь?
тетрахорд с малой секундой внизу(имеется ввиду на толстых струнах?) То есть фригийский тетрахорд-это интервал между I и II ступенью гаммы равный малой секунде? ну и III IV ступень естественно.
Приведите, пожалуйста, пример Дорийской малой секунды на грифе. Между какими ступенями гаммы? Я знаю, что бывает нижний и верхний тетрахорд. верхний – это 1-4 ступень, нижний – 4-8(1+октава). Как определить середину тетрахорда? На клавишах более наглядно, чем на грифе гитары. Объясните, пожалуйста.
Если не сложно приведите, пожалуйста, примеры тетрахордов на грифе для наглядности.
почему на Фригийской табулатуре вторая и третья ноты Бемольные? Это же нота “До” и “Ре”.
Очень познавательно! Как-то смотрел школу Мальмстина, play loud, у него там был небольшой раздельчик по теории музыки, он брал гармонический минор(ля) , играл его от 5-ой ступени и обзывал его Е-фригийским, что по видимому неверно.Как классифицировать получившийся лад? гипоэолийский – гармонический? =))
Это обычный гармонический минор в позиции пятой ступени. и так как его использует мальмстин подтверждает эту позицию.
Здравствуйте, Денис!
Подскажите, пожалуйста, какие здесь лады в куплете (там слышится малотерцовый “восточный” интервал) и в припеве? Что принять за тоники (если они там есть) и(!) на каких аккордах это можно сыграть?
Собственно мелодия начинается на 42 секунде.
http://ololo.fm/search/Les+Pires+(Cave+Canem+%2F+1999)/7.+Die+Heimat+Melodie
С уважением к вашей работе
Дмитрий