Любой музыкант желает создавать уникальную музыку, которая будет выделятся среди десятков тысяч композиций, которые каждый день появляются на музыкальном рынке. Исполнители, композиторы, аранжировщики, songwriters и многие другие стремятся к тому, чтобы сформировать индивидуальный стиль.
Оригинальность всегда в моде.
Некоторые музыканты ищут формулу волшебной песни-хита, другие формулу вдохновения. Все понимают, что Beatles это незабвенные песни, а 99% современной музыки забудут через год.
Но в действительности существуют ли какие либо правила написания гениальной музыки?
Или это результат божественного вмешательства?
Проблема в том, что большинство музыкантов упускают из вида несколько вещей. Это настолько простые истины, что в них сложно поверить, так как разум упорно будет доказывать, что не может быть все так просто и легко. Однако, несмотря на простоту, на этих формулах построена вся гениальная музыка, начиная от Баха и заканчивая Led Zeppelin.
Поняв суть, Вы можете применять это в вашем творчестве и получить отличный результат. Вот эти формулы:
1. ГЕНИАЛЬНАЯ МУЗЫКА ЭТО 50% таланта, вдохновения и 50% разума, ratio, знаний
Как только баланс нарушается, начинается крен в какую-либо сторону, музыка становится либо слишком рациональной и предсказуемой, либо излишне сентиментальной и чувствительной.
Первое встречается, например, в металле, когда, под нагромождением размеров, теряется музыкальный смысл и непонятно о чем говорит автор.
Также перекос в сторону разума выражается в предсказуемости формы, гармонии, мелодики.
Перекос в сторону эмоций распространен в поп-музыке, русском роке, EDM, бардовской песне и подобной музыке. Характерной чертой является примитивность музыки, на всех уровнях, начиная от мелодии и заканчивая аранжировкой.
Музыка на века находится в балансе между разумом и чувствами. Отсутствие одного компонента приводит к краху.
Любая по-настоящему хорошая музыка всегда идеально продуманна. Если в мессе Баха поется о нисхождении Христа с небес, то в партитуре обязательно найдется музыкальное доказательство этих слов.
В конъюнктурной же музыке можно встретить полный абсурд (ненамеренный, а безвкусный), когда например на словах кричу певица шепчет, а на словах шепчу, вопит в третьей октаве.
2. УСПЕХ ЭТО 5% ТАЛАНТА И 95% работы
Это золотой принцип любого искусства. Хорошая идея погибнет от наскоро проделанной работы. Стремление к совершенствованию совершенного неизменная черта всех гениев. Обычные же люди довольствуются принципом: лучшее враг хорошего.
Любая идея требует тщательной работы. С помощью вдохновения мы получаем идею, а с помощью знаний превращаем в совершенную музыку.
С другой стороны плохая идея, сколько бы над ней не работали все равно останется посредственной, хоть и в хорошей обертке.
3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС СУБЪЕКТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ, А МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ОБЪЕКТИВНО
Главная проблема, которая навела меня на мысль написать эту статью состоит в том, что музыканты полагаются на свой вкус, считая его последней инстанцией. Это одно из самых абсурдных заблуждений среди музыкантов.
Пока Вы не уравняете знания, и вкус Вы находитесь в тюрьме собственных предрассудков.
Чтобы понять в чем ошибка, рассмотрим процесс восприятия музыки.
Когда Вы слышите музыку, мозг сравнивает полученную информацию с уже имеющейся и, на основании этого, делает определенные выводы о том, что будет дальше.
Допустим, у Вас отсутствует музыкальное образование, и весь Ваш слуховой опыт основывается на том, что можно услышать по телевизору, радио и проч.
Это Ваш музыкальный вкус.
Услышав Симфонию Шостаковича, Ваш мозг будет перегружен информацией, с которой он до этого ни разу не встречался. Поскольку файлы для сравнения в Вашем мозге отсутствуют, то и прогнозировать мозг ничего не может так как, с каждым новым тактом убеждается в том, что он ничего не понимает. Через некоторое время мозг, во избежании травмирования, отключается от восприятия информации, музыка для Вас сливается в бесконечный поток и Вам становится скучно. Вы говорите – Шостакович скучная музыка.
Теперь самый главный вопрос: Шостакович плох или Вы не подготовлены к прослушиванию такой музыки?
Ответ очевиден.
Я думаю, Вы без труда можете представить себе обратную ситуацию.
Для музыкально образованного человека 90% современной музыки это набор предсказуемых штампов, после прослушивания 30 секунд можно понять, как звучит целый музыкальный альбом.
Большинство музыкантов никогда не создадут ничего гениального не потому, что у них отсутствует талант, а потому, что у них не развит вкус и отсутствуют необходимые знания.
Главная задача музыканта, который хочет сочинять хорошую музыку, это развивать свой музыкальный вкус, постоянно преодолевая себя.
Существуют два способа развития вкуса – слушание музыки и превращение знаний во вкус (слуховой опыт).
Оба имеют свою преимущества.
Однако, в плане времени, приоритет за вторым, поскольку прослушать всю существующую музыку Вам не удастся.
Превращение же знаний в слуховой опыт происходит гораздо быстрее. Поскольку Вы изучаете концентрированные идеи, то и время сокращается.
Допустим, изучив сонатную форму, Вы подготовили себя к прослушиванию и восприятию огромного количества произведений. На изучение формы у Вас уйдет несколько дней.
На прослушивание всех образцов годы. Кроме того, без наличия знаний, Вам придется делать выводы и структурировать разновидности форм, что очень сложно. Здесь же Вы можете воспользоваться знаниями других людей и приспособить их для своего случая.
Любого рода знания улучшают Ваше восприятия чужой и своей музыки. И если сегодня Вы в восторге от гармонии в своей новой композиции, то завтра может оказаться, что это давно истертый оборот, который нужно явно заменить, что приведет Вас к новым открытиям.
Острый музыкальный вкус позволяет лучше реагировать на изменения и проще относиться к своей музыке.
Используйте в равной степени музыкальный вкус и теоретические знания, анализируйте любую музыку и используйте понравившиеся идеи для обучения.
Денис, вы будто читаете мои мысли! Большое спасибо за сайт, такое чувство, что я наконец нашел золотую жилу.