Сегодня урок интрига, в котором мы с вами разберемся окончательно и бесповоротно с тем, что такое ‘энгармонизм интервалов, чем отличаются эти интервалы и зачем вообще придумали называть одни и те же ноты разными названиями, что позволит вам более глубоко понять теорию музыки на практике.
Этих вопросов обычно не касаются в музыкальных школах и многие музыканты не до конца понимают суть этих явлений, поэтому в начале проведем простой звуковой тест, а затем посмотрим как это работает.
Предлагаю просто послушать ваше внутренне ощущение и понять, как вы реагируете на то или иное звучание.
Нужно будет оценить звучание двух нот, то есть интервалов. Я скажу точно какой интервал нужно послушать и вы для себя отметите, как он звучит.
Теперь играю этот интервал отдельно. Послушайте, как он звучит для вас сейчас.
Я не буду пока давать никаких оценок, позже скажу, как я это слышу, чтобы мы сошлись с вами в этом или наоборот вы сказали «нет, я слышу это по-другому». Слушаем последний раз.
Запомните звучание этого интервала и слуховые ассоциации, которые он у вас вызывает.
Теперь идём дальше. Второй пример.
Теперь сосредоточитесь и внимательно слушаем.
Какое ощущение, какие ассоциации он у вас сейчас вызывает? Как он звучит для вас? Так же, как интервал в предыдущем примере или по-другому? Теперь момент истины: это одни и те же звуки по частотам.
Расскажу как это звучит для меня. В первом варианте это звучит максимально комфортно, устойчиво, радостно, потому что это интервал большой терции.
Итак, что я играл: в C мажоре терции до – ми, ре – фа, си – ре и разрешение до – ми.
Это интервал большой терции. Он звучит здесь радостно, светло, мажорно. Никаких ассоциаций с напряжением, трагедией здесь нет.
Второй пример тональность C#m
Я играл до-диез — ми, ре-диез — фа терцию, доминанта и си-диез — ми.
Что это?
Это уменьшенная кварта си-диез — ми.
Вот здесь ключевой момент. Вы видите, что я играю одни и те же звуки.
Если вы возьмёте на фортепьяно это будут две белые клавиши: первая до (си-диез), вторая ми, то есть ми не меняется. Разные интервалы — разное звучание.
Если это звучит по-разному, разве можем мы это называть одинаково?
Почему так происходит?
Ведь, якобы, в темперированном строе эти звуки равны. Те, кто знают про натуральный строй понимают, что B# и C, по сути, разные звуки. Но в темперированном строе мы их уровняли и они имеют одинаковую частотную характеристику. Из-за это они, якобы, должны звучать одинаково.
Здесь в дело вмешивается, конечно же, и тональность, потому что разные ступени звучат по разному. Как это влияет на наше слуховое восприятие?
В первом случае тоникой была нота С, во втором нота С#. Что нам нужно понимать?
Изобретение темперированного строя позволило нам применять аккорды, избавило от многих проблем натурального строя, но это было решение разума. То есть физика, законы, возможность применить математические выкладки и т. д. Но всё это было придумано человеком. Природа не знает о том, что существует темперированный строй, в хорошем смысле.
Струна как имела обертона, так и имеет их, для неё ничего не изменилось.
Когда мы слышим тонику (тональность закрепляется), мы, относительно тоники начинаем выстраивать обертоновую систему. Наш мозг это суперкомьютер, думаю здесь не нужно ничего доказывать. И так как наш мозг, скажем так, синхронизирован со Вселенной (здесь всё научно понятно, это никакая не эзотерика), то он ждёт что для ноты до обертона выстраиваются: до, соль, до, ми, соль, си-бемоль, до, ре, ми, фа-диез, соль, ля-бемоль, си-бемоль, си, до. В соответствии с натуральной шкалой. Я ноты назвал, там естественно есть корректировка. Теперь, что происходит?
Мы знаем что деление струны или любого звучащего тела в соотношениях даёт нам октаву, квинту и терцию. То есть, к ноте до (тонике C), нота ми, которую я взял (до — ми), она содержится внутри этой ноты как её обертон.
И у людей с хорошим развитым слухом этот обертон ощущается без проблем. Вы тоже можете, если ещё не экспериментировали, взять ноту, желательно пониже, так как чем ниже нота, то лучше слышны обертона. Например, нота ми на гитаре. Если вы внимательно вслушаетесь в звучание струны, то услышите обертон G#.
Когда я беру до — ми, я по сути высвечиваю этот обертон, он очень согласован с этой нотой до.
Почему возникает другое звучание?
Когда мы берём тональность C#m, мы все обертона выстраиваем от ноты до-диез, то есть наш мозг так калькулирует. Теперь смотрите.
Нам нужно найти ноту B# в обертонах от C# и сравнить частоты.
Итак, B# для ноты C# это 15 обертон, который на 14 центов ниже темперированного. То есть, в составе тоники тональности C# нота B# ниже, чем темперированная нота C.
Из за этого интервал B# E ощущается шире и звучит напряженнее чем терция в тональности C мажор (так как обертона слух ощущает от тоники лада!)
И теперь самое интересное. Наш мозг великолепный механизм. Он вот эту компенсацию делает сам, то есть он ноту си-диез, за счёт того что она вшита в тональность, искусственно занижает.
Она естественно не понижена математически, но из-за этого возникают все эти увеличенные интервалы, уменьшенные, увеличенные секунды, увеличенные и уменьшенные кварты как здесь. Они объективно существуют и наш мозг их без труда улавливает.
Поэтому это разные интервалы и вам нужно понять это раз и навсегда. Не просто так записываются разные звуки разными диезами или бемолями.
Всё как вы слышали на показанном примере. Наглядный и простой пример, как одни и те же ноты звучат по-разному. Наш мозг компенсирует отсутствие натурального строя, но наше тело и кости не может вибрировать в темперированном строе.
Оно вибрирует ровно. На два, на три, на четыре, на пять, на шесть. Тело не делит на 14-ть, 15-ть с хвостиком и так далее. Эта разница между ожидаемым слухом и тем, что в темперированном строе получается плюс наложение на тональность… Тональность является своеобразным опорным тоном, относительно которого мы ожидаем звучание этих звуков. Та же разница легко улавливается между нотами F, G# в Am и фа, Ab в Fm и так далее. Вы можете самостоятельно все эти эксперименты проделать и услышать, насколько сильна разница в звучании таких интервалов. И, надеюсь, что после этого вопрос энгармонизма интервалов и их равности/неравности у вас раз и навсегда закроется.
Эта тема очень важна не только для понимания гармонии, но и для мелодики, выстраивания ладовой системы.
В исследованиях по гармонии это всё детально изучается и это понятно музыкантам, которые прошли школьную программу в консерватории, которые углубляют свои знания. Это естественно. Но когда вы находитесь на низком уровне понимания музыки в целом, вам это может казаться не до конца прозрачным.
Научные исследования, выкладки вы вероятно не будете читать и возникает определённый вакуум. Это простейший путь показать почему одно работает в связи с другим и этот урок попытка сделать связь от низшего и среднего звена к тому куда вы возможно придёте, когда прокачаете свои музыкальные навыки и будете изучать научные книги, исследования, для того чтобы более глубоко понимать музыку и видеть откуда идут корни различных альтераций, звучаний интервалов, аккордов и многое другое.
0 комментарий (-ев) к статье "Обман слуха или почему B# не равно C"