Наиболее частой проблемой возникающей в процессе импровизации является страх взять неправильную ноту. Данная проблема лишь составляющая остальных распространённых проблем исполнительства (боязнь инструмента, отсутствие связи между теорией и практикой и т.д.). Еще больше усугубляет ее то обстоятельство, что в начала процесса обучения импровизации музыкант будет играть около 80% “левых” нот. Это, несомненно, формирует определенное психологическое состояния боязни ошибиться. Я думаю, что многие хотели бы знать, как решить эту проблему.
Начнем с того что определим какие ноты будут считаться неправильными (то есть плохо звучащими в данном контексте), а какие правильными (то есть полностью отвечающие замыслу и слуховым представлениям импровизатора). Сделаем краткий анализ хроматики в сопоставлении к большому мажорному септаккорду (maj)
Исходя из анализа видно, что потенциальные мелодические возможности хроматической гаммы неограниченны. Можно с уверенностью сказать – ЛЮБАЯ НОТА МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНИМА В ОБЫГРЫВАНИИ ЛЮБОГО АККОРДА.
Например, нота C может быть гармонизована любым аккордом хроматики, с любым качеством (минор, мажор, септаккорды, уменьшенные, увеличенные и т.д.).
В чем же тогда причина ошибок импровизатора?
Главная проблема здесь в непонимании контекста и неумении наполнять ноты определенной функциональностью и смыслом, а также в отсутствии умения строить окружение конкретной ноты. Основное отличие опытного импровизатора от новичка в способности использовать любую ноту в любом контексте (вплоть до импровизации в тональности полутонового соотношения).
Несмотря на то, что это известная истина, я нигде не нашел системы занятий, которая бы логично объясняла и формировала данное умение. И хотя построение такой системы это дело не одного дня, все же попробую сформулировать общие положения, которые надеюсь, помогут Вам перестать бояться ошибок и научат выходить за рамки принятых гамм и приемов.
Итак, с чего начать?
Забудьте об аккордовых и неаккордовых тонах.
Начните занятия с обыгрывания одного аккорда. Старайтесь использовать нестандартные подходы. Очень часто представление об аккордовых и неаккордовых звуках условны. Например, для до мажора нота ре неаккордовый звук, но если представить это как Cadd2 он становится аккордовым. Таким образом, образуется двойной слой гармонической ткани – основной и побочный (образуемый мелодией)
2. Используйте максимум хроматических нот, как можно дольше избегая их разрешений.
Для мажорных аккордов: начните с интонирования 4# ступени, затем добавьте 7b. Особенно интересно 7b ступень звучит при наложении на maj, в котором ее нет. Попробовать использовать ее в этом контексте это что-то вроде экзотической приправы. Кстати, этот прием любит использовать MacLaughlin. Пример использования 7b на maj (3 такт на аккорд Fmaj).
Затем добавляем 2b и 2#. Затем 5#. При добавлении хроматических степени старайтесь найти их место в выбранном вами контексте, не спешите их разрешать в близлежащие устойчивые, а наоборот переходите в следующую хроматическую и т.д.
3. Создавайте ритмический дискомфорт.
Выходите из ритма, вперед и назад, играйте поперек. Самое главное, соотнося это с контекстом, старайтесь предать нотам музыкальный смысл. Помните важно не то, что Вы играете в данный момент, а то, что Вы играли до этого и то, что будете играть после.
4.Уходите от формы
Стройте необычный синтаксис. Начинайте фразу позже, чем хотите и заканчивайте раньше. Используйте нестандартные рифмы. Используйте предложения по 7 и 9 тактов и т.д.
5. Играйте в другой тональности
Это не шутка. Даже если Вы и достигнете идеального звучания, Ваш слух будет готов к появлению такой ситуации. Перефразируя буддийское изречение можно сказать, что для импровизатора есть три стадии восприятия:
До мажор – это до мажор
До мажор – это все что угодно кроме до мажора
До мажор – это до мажор
6. Произвольные ошибки
Начните импровизировать, намерено провоцируя себя на ошибку (можно, например, говорить или думать: сейчас ошибусь). Используйте ошибку как строительный материал фразы.
7. Создавайте неудобные аппликатуры и ходы
Привязанность к аппликатурным шаблонам полезна, однако когда ваши пальцы встанут “не туда” Вы рискуете потерять нить повествования.
8. Ломайте фактуру
Используйте пуантилизм, сонористику и т.д. Играйте стандартные фразы, но используя необычную артикуляцию. Попробуйте играть каждую ноту в разной октаве.
Это основные способы для подготовки к ошибкам и их использованию в импровизации.
Эта тема довольно обширна и еще мало изучена. Думаю, Вы сможете и сами придумать что-то подобное для собственного развития. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Так что используйте ошибки для своего движения вперед!
Аберсольд, кажется, посоветовал: если чувствуете, что нота сюда “не идёт”, просто измените её на полтона вниз или вверх.
Отбор звуков по их гармонической логике – это одно; отбор их же в соответствии с ритмо-интонационной логикой – нечто другое. Они могут сосуществовать вместе, но также и раздельно , например в додекафонии.
Аберсольд , кстати , никогда не был светочем джазового образования; хотя изрекает [не его ] правильные фразы.