В прошлой статье я писал о явлении полиритмии. В дальнейшем своем стремлении к самостоятельности полиритмия стремится к полиметрии.
Полиметрия – сочетание разных размеров.Сильные доли этих размеров, как правило, не совпадают.Таким образом,если в полиритмии организующим началом является размер,то в полиметрии в основном темп,поскольку на разность размеров может также накладываться разность пульсации(т.е. образуется полиритмия внутри полиметра).
Пример полиметрии 5:4
В некоторых случаях сильные доли будут совпадать через определенные промежутки времени. Так при наложении 3/4 на 4/4 через 4 3/4х такта сильные доли совпадут. Данное явление показывает взаимосвязь и обратимость полиметрии в полиритмию. Однако необходимость записывать партии разных размерах не всегда присутствует. Все зависит от типа полиметрии.
Можно выделить два типа полиметрии – полифоническую и скрытую.
Полифоническая полиметрия предполагает наличие, как минимум, двух самостоятельных голосов, каждый из которых имеет явно выраженные признаки соответствующего размера.
Скрытая полиметрия предполагает более сложный подход к организации метра,основанный на создании полиметрического контрапункта по отношению к заранее заданной и предполагаемой пульсации.
Принцип скрытой полиметрии очень часто применяется барабанщиками, когда хэт играет одну пульсацию, а бочка с малым барабаном постоянно смещены и звучат в другом размере. Пример:
Здесь на заранее заданный размер 12/8 накладывается рисунок 6/4 размера. Для слуха звучит это так
Как видите скрытая полиметрия не предполагает запись двух разных размеров, поскольку второй размер фактически отсутствует.
Использование
Полиметрия является сложным приемом. Как в плане композиции, так и в плане исполнительства.
Композиционно полиметрия предоставляет огромные возможности. Однако нужно помнить, что ритмическая организация внутри каждого размера должна быть достаточно “прозрачной” для идентификации этого размера. Как правило, слух четко улавливает полиметрические сочетания, в таких ситуациях, когда сталкиваются заранее известные и предопределённые ритмические структуры. Поэтому наиболее часто в полиметрии сочетают известные танцевальные ритмы (например, вальс и танго).
Полиметрия является идеальным приемом для выражения конфликта и создания напряженной атмосферы.King Crimson используют наслоения различных полиметров в сочетании с остинатностью для создания определенной трансовой атмосферы.
В плане исполнительства и освоения полиметрия не сложнее полиритмии,однако нужно помнить, что сильные доли здесь важнее, чем в обычном метре. Поэтому, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на правильном акцентировании сильных долей, а уже затем переходить к соединению размеров.
0 комментарий (-ев) к статье "Полиметрия"