Один из самых главных элементов музыки с которым необходимо уметь работать это форма.
Автор песен, композитор, продюсер, аранжировщик — в одинаковой степени должны владеть принципами формообразования.
Сам процесс освоения формы в теоретическом виде напоминает конструктор.
Берем мельчайшие единицы типа, мотив и фраза. Затем склеиваем их в предложения и периоды. Получаем разделы формы.
Путем комбинации разделов получаем ту или иную форму.
Прежде чем изучать данную статью советы повторить разделы популярной песни, так как для большинства музыкантов актуально понимание того, что такое припев, куплет, бридж, пре-хорус и т.д.
Главная проблема с которой я сталкиваюсь при работе с учениками — это не умение использовать форму, как полноценный художественный прием.
Обычно формы или заимствуются или получаются случайным путем.
Ни один из этих вариантов не является достаточно правильным, так как работа над любой формой требует индивидуального подхода.
Сухое использование любых форм похоже на приготовление блюда по рецепту с соблюдением всех условностей типа 17 грамм соли, 49 горошен и т.д:)
В этот статьей я начну рассматривать наиболее распространенные варианты форм в различных стилях.
Как уже сказал выше, используйте их как отправную точку для вашей музыки и не бойтесь добавлять лишние такты, части и т.д Главное сохраняйте баланс.
Также напомню Вам, что раздел формы обозначается заглавной буквой – например A. Если появляется новый раздел то для него используется другая буква. Длина раздела в современной музыке колеблется в зависимости от темпа от 2 до 16 тактов (может быть и больше, но это уже особый случай).
Театральные формы.
И начнем мы издалека:)
А именно с форм, которые называются театральными. Эти формы являются прародителями джазовой песенной формы и повлияли на формирование формы современной поп песни.
Структура
Куплет (текст)
Песня
Тип 1
Свободная
ABAC
Тип 2
Свободная
ABA
Тип 3
Свободная
AABA
Под куплетом здесь подразумевается декламация либо речитатив, которые являются важной частью мьюзиклов.
Затем песни естественным образом отделились от речитатива и появились первый наиболее популярные формы.
При это ни одна из данных форм не является в чистом виде куплетно припевной.
Например, часть A здесь практически всегда содержит главный элемент ( тема), а B и С выполняются роль вспомогательных частей.
При этом текст может не повторяться, что характерно для мюзиклов.
ABAC – здесь форма похожа на классическое рондо. Например, послушайте My Favorite Things .
Форма ABA похожа на куплетную, но поскольку форма 3 частная при повторение возникает ложная квадратность
1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-1
1-2-1-1-2-1-1-2-1-1-2-1
Вверху стандартный квадрат формы, внизу форма ABA. Как видите форма сходиться через 3 цикла. Возникает своеобразная полиритмия на уровне формы и метра высшего порядка.
Песня с данной формой I’ll remember april
Последняя из этих форм — AABA имеет стандартную длину в 32 такта и стала стандартом для многих джазовых тем. Известна как Rhythm Changes по названию песни I gor Rhytm Гершвина
Для меня и сейчас форма музыки это что то непонятное, коль вы ,Денис,приводите примеры видео, прописывая перед тем какая форма соответствует ему, но для начинающих я думаю хорошо бы было еще и указать временной предел тому или иному участку, то есть: ава- а например 0-20 сек, в- 20- 40 сек,а- 40-60 сек) заранее спасибо) я думаю это более будет понятным для начинающих)
Хорошо учту:)
Поддерживаю!