Приветствую вас!
Как часто вы сталкивались с такой ситуацией?
Вы играете на инструменте или идете по улице и вдруг, Вы находите отличную идею для песни:
Это может быть мелодия, или удачный хук.
Начинаете работать над песней, но дальше идеи дело не идет.
Есть куплет и припев, а что делать дальше вы не знаете.
Такая ситуация случается наверное у 90% авторов песен и самое страшное в ней то, что она может заставить вас забросить песню до лучших времен.
Ни в коем случае этого не делайте, так как чаще всего эти эскизы будут валятся у вас до тех пор пока рак на горе свистнет:)
Давайте подумаем в чем главная причина возникновения данной проблемы?
Наиболее очевидная это непонимание того, как можно развить материал и как из уже имеющегося материала сделать новый и построить форму песни.
Чаще всего в решении этой проблемы помогает соавтор, который может добавить свое видение, но нам важно научиться заканчивать песни без сторонней помощи.
Ниже я изложу некоторые идеи которые помогут Вам в решении этой проблемы.
Прежде всего эти идеи будут касаться того, как вы можете сочетать новые разделы песен между собой таким образом, чтобы они плавно перетекали одна в другую и не создавали ощущения мозаичности.
Сразу подчеркну, что у меня нет задачи рассказать обо всех приемах. Задача здесь скорее в том, чтобы дать идеи, которые вы можете использовать в сочетании с уже известными вам и теми, которые вы используете неосознанно.
Тяготения и разрешения внутри формы
Первый прием о котором мы поговорим является, по сути, фундаментальным для выстраивания любой музыкальной формы. Однако главная сложность состоит в том, что данный прием практически невозможно описать с формальной стороны, как порядок действий, например.
Это связанно с тем, что вся совокупность элементов песни влияет на то, как мы воспринимаем ту или иную часть формы.
На первом этапе очень полезно соотносить части композиции между собой подобно устойчивым и неустойчивым звукам.
Одна из самых популярных ошибок, которые можно слышать в песнях — это мозаичность, о которой я говорил.
Она связанна с тем, что очень часто авторы сочиняют песню линейно, в том время как продвинутый уровень композиции подразумевает «объемное» слышание.
Если вы сразу можете представить Вашу песню целиком, то скорее всего у вас данная проблема отсутствует.
Если же вы сочиняете линейно, то обратите внимание на следующие элементы.
Мелодия:
- соотношение мелодии куплета и припева по диапазону, ритму, интонационности, длине фраз, метру, пульсации
- должен сохраняться баланс между контрастом и повторяемостью.
- Если куплет и припев не имеют ничего общего, то с большей вероятностью они будут звучать мозаично.
Несколько простых приемов который Вы можете использовать:
- Используйте похожее движение гармонии, если мелодии слишком контрастны
- Если мелодии слишком похоже добавьте одну новую интонацию или сделайте перегармонизацию.
- Обратите внимание на ритмические рисунки — даже простое сохранение пульсации может создать эффективное взаимодействие между частями.
Гармония
Если последовательность слишком изменяется, то нужно сохранить каденции и общий гармонический метр.
Если прогрессия повторяется, то добавьте 1 -2 новых аккорда.
Фразировка
Наиболее сложная область – здесь можно обратить внимание на следующие элементы:
- длина фраз
- точки вступления и окончания
- использование устойчивых и неустойчивых ступеней в каденциях
Помните, что главная задача это создать напряжение, а потом разрешение. Это создает удовлетворение ожидания у слушателя, что положительно влияет на его восприятие песни.
Это лучше чем слушать бесконечный поток из напряжения или 5 минут занудства без развития. Например, бардовские песни в отрыве от текста невозможно слушать дольше минуты. Если Вы считаете, что это не так, то попробуйте послушать 3х аккордовые песни под гитару на например на японском языке:)
Обратите внимание, что даже тяжелые группы типа Metallica или Death очень качественно используют концепцию напряжения и расслабления.
В каком бы стиле вы не сочиняли песни, учиться можно у любых авторов.
Итак, вооружитесь концепцией напряжения-расслабления, а в следующий раз мы поговорим о волшебстве варьирования.
спасибо, тема актуальная!
Спасибо,Денис!Очень рад узнать подобную информацию!И спасибо за простоту изложения информации!Всего Вам наилучшего!!!