Важным элементом любого музыкального произведения является музыкальная форма.
Как правило, большинство проблем начинающих композиторов, импровизаторов и исполнителей связанно с вопросами формообразования. Это ощущается, как на уровне мелодики (фраз, мотивов и т.д.), так и на уровне более крупных построений.
Особенно это отчетливо заметно в произведениях, имеющих сложные формы.
Однако работа с любой формой начинается с работы над музыкальным материалом. Большинство проблем связанных с формой можно охарактеризовать, как недостаток или избыток какого-либо типа музыкального материала. Например, мелодия может быть перенасыщена интонациями в результате чего теряется образность и ясность мысли. То же случается и при отсутствии внятных музыкальных идей.
Под музыкальным материалом подразумевается совокупность музыкальных средств, которые воплощаются в виде музыкально оформленной мысли.
Это может быть, как мелодическая линия, так и элемент фактуры.( Яркий пример индивидуальной фактуры – это вступление к песне Show Must Go On – где простейшие аккорды излагаются с задержаниями).
Обычно музыкальный материал разделяют на рельефный и фоновый или индивидуальный и общие формы движения.
Рельефный музыкальный материал – это то, что находится на первом плане. Любые яркие идеи, отчетливые, индивидуальные интонации.
Очень часто это может быть тема, но не обязательно. Это очень индивидуализированный, обращающий на себя внимание материал. Рельефный материал формирует уникальность композиционного стиля. Каждый композитор разрабатывает со временем уникальные ходы, интонации, которые использует наиболее часто. Это же можно отнести и к импровизаторам.
Фоновый музыкальный материал основан на общих формах движения. К ним относится ходообразный материал, разного рода пассажи, заполнения, арпеджио и т.д. при условии, что они не образуют индивидуальную мелодическую линию.
Здесь нужно понимать, что фоновый материал – это не обязательно аккорды, подклады и т.д.
Рельефный и фоновый материал взаимодействуют с друг другом на двух уровнях:
1. Вертикальный – это взаимодействие на уровне фактуры
2. Горизонтальный – это взаимодействие на уровне смены фактуры.
Рельеф и фон это свет и тень музыкального произведения. Введение фоновых элементов позволяет освобождать внимание слушателя, создает передышку и подготавливает его к введению нового материала. Таким образом, тематический материал воспринимается намного ярче и рельефнее если он подготовлен фоновым материалом. Важной особенностью музыкального материала любого типа является его гибкость.
То что является рельефным, индивидуальным в одном произведении в другом может играть роль фонового материала и наоборот.
Особую роль смена рельефа и фона играет в крупных музыкальных формах. Выпуклость и разнообразие формы, ее рельефность, динамика ее развития очень сильно зависит от распределения рельефа и фона.
Практически любая музыкальная мысль представляет собой бесконечное взаимодействие рельефа и фона. Индивидуальные интонации оттеняются фоновыми и наоборот – такая смена может происходить очень часто, даже на уровне фраз.
Рассмотрим простой пример. Песня Katy Perry I kissed a girl
Каждый первый такт здесь это фоновая структура – мелодия на одной ноте. Второй такт акцент на интервале квинты+неполное заполнение. Это очень простое использование базового принципа музыкальной формы на уровне фразы.
Однако этот принцип очень эффективен. Слушатель не переутомляется обилием интонаций и может после нескольких прослушиваний запомнить мелодию.
Теперь посмотрим на мелодию припева:
Здесь все наоборот – первый два такта это опевание интервала сексты – рельефный материал, за которым следуют два такта передышки на одной-двух нотах. Это позволяет запомнить hook.
Тот же принцип в работе композитора-классика:
Лучший способ отделить фоновый материал от рельефного это изменять ноты. Как правило, при изменении фонового материала суть музыкальной мысли не меняется. При замене же рельефных интонации мелодия может измениться до неузнаваемости.
Мазель вводит понятие ядро выразительности.
Это взаимодействие немногочисленных средств определяющих жанрово-выразительный характер музыки. Другие же средства дополняют и усиливают основное ядро выразительности. То есть, по Мазелю, вокруг одной яркой интонации выстраивается более разряженный материал, который, в свою очередь, дополняя первую интонацию, может изменять ее звучание и сливаться с ней.
Таким образом, рельефный и фоновый музыкальный материал – два основных вида изложения, которые присутствуют в музыке любого стиля и существенно влияют на формообразование, как на уровне небольших построений и элементов формы, так и на уровне целых частей произведения.
“Введение фоновых элементов позволяет освобождает внимание слушателя”
Здесь явно что-то не так.
“Второй так акцент”
Наверно, всё-таки “такт”.