• Корзина пуста.

Введение в модуляции

Модуляцией называется переход в другую тональность. То есть обязательна смена тоники. По этой причине переход из ля минора в ля мажор или наоборот не является модуляцией, а является просто сменой лада в рамках одной тональности.

Для возникновения модуляции необходимы два фактора:

Выбор тональности.

Способ, с помощью которого она осуществляется.

Выбор тональности может быть произвольным, а может производиться с помощью арифметических форм. О них мы поговорим в других постах.

Исходной точкой для модулирования в большинстве случаев является общность аккордов между тональностями. Если две тональности имеют общие аккорды, то простейший вариант перехода — это использовать общий аккорд. Если тональности не содержат общих аккордов, то переход осуществляется через общую тональность, которая всегда есть.

Так как модулировать можно через любой аккорд, то первый шаг — это умение быстро представлять возможные пути движения от аккорда. Рассмотрим самые важные аккорды.

Мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие принадлежит к шести различным тональностям и может быть использовано как средство модуляции в эти шесть тональностей.

Мажорное трезвучие C — это:

I в до мажоре,

V в фа мажоре,

IV в соль мажоре,

V в фа миноре,

VI в ми миноре,

Неаполитанская (IIb) в си миноре.

Если у вас возник вопрос, почему тут нет Dm, то вам нужно прочитать статью про минор по ссылке https://vk.com/wall-29536596_5908.

Минорное трезвучие

Минорное трезвучие может принадлежать пяти разным тональностям. Например, Dm является:

ii в до мажоре,

iii в си-бемоль мажоре,

vi в фа мажоре,

i в ре миноре,

iv в ля миноре.

Интересная особенность мажорного трезвучия как средства модуляции заключается в том, что оно обеспечивает прямую связь между двумя минорными тональностями, находящимися на расстоянии тритона друг от друга. В одной из них оно является доминантой, а в другой — неаполитанским секстаккордом (Iib6). Так, мажорное трезвучие C является доминантой в фа миноре и неаполитанским в си миноре.

Симметрично этот принцип работает и наоборот: минорное трезвучие соединяет две мажорные тональности, расположенные на расстоянии тритона друг от друга. Например, Am трезвучие можно использовать для модуляции в Bb, который будет для Am неаполитанским, или в доминантовую тональность E.

(Если вдруг вы не понимаете, почему доминанта в ля миноре — это ми мажор, то читайте статью про минор https://vk.com/wall-29536596_5908.)

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие имеет двенадцать разрешений: каждый тон может быть перемещен на полтона вверх или вниз; нижняя терция и верхняя терция могут быть перемещены на полтона вверх или вниз. Два крайних звука трезвучия также могут двигаться на полтона вверх или вниз. При этом нужно учитывать энгармоническую запись получившихся аккордов. Пример можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.com/i/MNqkxH499XVp7A.

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд может быть изменен энгармонически и разрешен в четыре разных тональности. Кроме того, уменьшенный септаккорд может быть разрешен не только в тонику, но и в субдоминанту и доминанту, поэтому любой уменьшенный септаккорд может разрешаться в любую тональность. Однако его простота является не только плюсом, но и жирным минусом. Любая модуляция через уменьшенный септаккорд звучит предсказуемо классично.

Септаккорды

Нередко для того, чтобы избежать путаницы, септаккорды записывают цифровыми формулами, обозначающими количество полутонов. Например, BDFAb можно записать как 333, а затем уже переписать энгармонически в любой тональности, где он может быть построен. Так как септаккорд можно построить, используя малую терцию (3), большую (4) и уменьшенную (2), она же большая секунда, то можно получить следующие варианты септаккордов.

Обратите внимание, что некоторые из них альтерированы. Рядом с формулой указаны ступени тональностей, на которых эти аккорды можно построить:

333 VII в миноре (и в мажоре),

334 VII в мажоре и II в миноре,

343 II, III, VI в мажоре; IV в миноре,

433 V в мажоре и V в миноре,

434 I, IV в мажоре; VI в миноре,

443 III в миноре,

344 I в миноре,

424 II в миноре,

324 VII в миноре,

423 VII в миноре,

442 V в мажоре,

342 VII в миноре,

432 V в миноре,

244 II в миноре,

234 II в миноре,

243 IV в миноре.

Например, последний септаккорд имеет формулу 243. Построим его в ля миноре. Четыре ступени — это D, а аккорд будет DFbAbCb. Так как очевидно, что этих ступеней нет в ля миноре, то нужно повысить четвертую ступень, тогда получим D#FAC.

Попробуйте найти самостоятельно энгармонические варианты всех описанных септаккордов и тональности, в которые они разрешаются. Первый шаг к освоению модуляций — это научиться быстро представлять, каким тональностям принадлежат аккорды. Начните с мажорных и минорных трезвучий, а затем усложните задачу и работайте с септаккордами. Задача — мгновенно представлять все возможные варианты для выбранного аккорда. Например, называете наугад аккорд: Db. Сразу представляете шесть базовых тональностей, в которые он ведет.

22.06.2024

0 комментарий (-ев) к статье "Введение в модуляции"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture