• Корзина пуста.

Закон 3х повторений

Универсальные законы музыки. Закон 3-х повторений

Один из непобеждаемых законов музыки, который можно найти в музыке всех времён и народов. Его популярность и важность связана с особенностями работы мозга и базовыми принципами работы памяти.

Совсем недавно мы с вами говорили про принцип повторности характерных элементов, который косвенно связан с законом трёх повторений.

Сам же закон можно сформулировать так: максимальное количество повторений любого материала не должно превышать трёх.

То есть, если вы повторили любой элемент музыки три раза, то в четвёртый раз либо давайте контраст, либо вариацию. Простое следование этому принципу мгновенно улучшает любую музыкальную мысль, если её соединить с принципом повторности характерных элементов.

Отмечу несколько важных моментов относительно этого закона:

Не нужно относить его к каким-то конкретным элементам. Закон масштабируется на любые единицы музыкального языка: длительности, ритмические фигуры, аккорды, мотивы, фразы и даже целые части. Я считаю, что нет худшей песни, в которой припев повторяется подряд четыре раза (хотя 3 тоже много, но тут вопрос качества аранжировки, а 4 повторение никакая аранжировка не спасёт). Исключения есть (типа Hey Jude), но куда же без исключений, музыка не точная наука J

Если вам кажется, что где-то этот принцип нарушается, то с вероятностью 99% вы слушаете “не туда”.

Обычно, когда я говорю о законе трёх повторений, кто-нибудь непременно вспомнит про EDM, где якобы материал повторяется намного больше раз.

Во-первых, нужно чётко смотреть, о музыкальном материале мы говорим или о технических, немузыкальных частях трека (например, вступление и кода в EDM треке очень часто это технические, служебные части).

Во-вторых, если не меняется один элемент, то нужно слушать, что меняется в аранжировке или звуке.

Есть музыка, в которой повторения являются основой формообразования, и в ней действуют другие принципы, что является обычным законом вида: исключение подтверждает правило.

Почему этот закон важен и как он работает?

По большей части это про способность анализировать, воспринимать и прогнозировать развитие музыкальной идеи.

Первое проведение знакомит слушателя с идеей.

Второе создаёт ощущение масштабности и создаёт прогноз – либо повторение, либо контраст. Третье повторение даёт однозначный прогноз – далее будет что-то новое.

Если мы повторяем элемент четыре раза, прогноз не срабатывает, что не даёт удовлетворения слушателю, и выстраивается прогноз – дальше будет то же самое, мозг отключается, внимание падает.

В музыке, которая не предназначена для прослушивания, это может быть плюсом: отключаем мозг – подключаем тело. Поэтому повторю ещё раз – закон действует только в музыке, которая работает как самостоятельное произведение. Музыка для танцев, киномузыка, фоновая музыка и другие подобные несамостоятельные виды музыки сосуществуют в симбиозе с другими видами искусства или деятельностью человека (например, медитацией, произнесением мантр).

17.06.2024

0 комментарий (-ев) к статье "Закон 3х повторений"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture