Как известно самый лучший способ достичь успеха в чем-то это учиться на чужих ошибках. Представляю Вашему вниманию 10 ошибок импровизатора, которые допускают музыканты при обучении импровизации.
Это лишь часть тех ошибок, которые по моему мнению очень сильно мешают развитию и затрудняют быстрый прогресс при обучении импровизации.
Естественно нет универсальной формулы и всегда нужно стремиться к балансу, а не надеяться на один метод. Как и в любом аспекте жизни здесь также нет волшебной кнопки:)
1. Отсутствие плана
Вы не знаете зачем занимаетесь сегодня, чем будете заниматься завтра и через месяц?
Значит Вы уже попали в эту ловушку.
Как правило, это связано с непониманием компонентов из которых состоит импровизация и как они взаимодействуют между собой.
Думаю понятно, что это похоже на построение дома без архитектурного плана. Нельзя начать строить дом с крыши – для начала нужен фундамент и т.д.
Даже элементарный план из 5-6 пунктов, которые будут включать в себя все основные компоненты импровизации поможет Вам заметно улучшить показатели в короткие сроки при наличии системы мониторинга и четких целей ( об этом немного позже).
2. Игра по нотам
Сама по себе игра с листа и разучивание тем это хорошо. Проблема возникает в тот момент когда без этого невозможна игра. Постоянная игра с листа приводит к тому, что музыкальная память атрофируется. Слух также очень быстро становится ленивым. Вы запоминаете темы больше глазами, чем ушами.
Поэтому обязательно разучивайте темы не только по нотам, но и на слух. Снимайте, слушайте манеру, ритм, гармонию. Слух должен быть активен все время. Импровизация не терпит пассивного исполнительства. Это особенно актуально для темперированных инструментов.
Для сохранения баланса на каждую выученную по нотам тему учите 2 на слух.
3. Изучение транскрипций ( без слуховой идентификации)
Транскрипции могут быть очень полезны для теоретического анализа и расширения словаря. Но для этого с ними нужно уметь правильно работать.
Сами по себе ноты джазовых, рок и блюз импровизаций ничего не отражают кроме точки зрения транскрайбера — а она может быть далекой от совершенства. Некоторые любят выписывать всякие ошибки и артефакты которые даже сам исполнитель не сможет воспроизвести. У некоторых проблемы с теорией и их запись вызывает только ужас от того что кто-то может так мыслить музыку.
Помню забавный случай. Для одного из произведений Al Di Meola под названием Last Tango For Astor существует 2 транскрипции. И одна относительно другой записана так что все сильные восьмые из первой приходятся на слабые доли во второй:)
Я пытался разучить по неправильной транскрипции и потратил кучу времени это было еще то испытание). Хотя на слух все казалось гораздо проще. Потом нашел вторую и выучил быстрее, но если бы я сразу выучил на слух проблем бы точно не было.
Кроме того транскрипции не передают самого главного — суть происходящего — динамика, артикуляции, чувство — все это можно услышать, но нельзя записать.
4. Бесконечный поиск информации
Вы открыли учебник или урок по импровизации где сказано — возьмите пентатонику и выучите от всех 12 нот. Затем обыграйте один аккорд, затем соединение аккордов. Потом играйте 3 пентатоники в одной тональности или на один аккорд. Все.
И тут у многих начинается какой-то загадочный процесс — вместо того, чтобы сразу же начать заниматься и потратить месяц на освоение проверенного метода они ищут еще сотни других. В результате приходит ученик с желанием научиться импровизировать, но не может толком ничего сыграть, хотя играет не один год.
Ограничения самый важный прием, но об это я расскажу в другой статье.
5. Невнимание к развитию слуха
Слух и навык предслышения являются наверное самыми важными для импровизатора. Без развитого слуха невозможна хоть сколько-нибудь осмысленная импровизация. Однако очень часто при обучении импровизации музыканты игнорируют сольфеджио, пропевание фраз и многие другие упражнения по развитию относительного слуха.
В результате процесс импровизации больше опирается на разум и заученные фразы, в противовес сбалансированному процессу, который в идеале опирается на слух в совмещении с разумом
6. Заучивание чужих фраз
Импровизация это язык. А любой язык это прежде всего средство общения. Невозможно научиться говорить просто заучивая стихи или предложения из художественной литературы. Любая фраза должна применяться в определённом контексте и самое главное, как носитель определённого музыкального смысла, образа.
И хотя существуют общепринятые интонации, которые можно услышать в игре многих музыкантов — это небольшой процент. Поэтому заучивание чужих фраз возможно только с целью расшифровки музыкального смысла и выделения характерных интонационных оборотов.
7. Отсутствие живой практики
Импровизация под минусовку и проработка упражнений без применения в живой музыкальной ситуации не дадут нужного результата. В конце концов мы занимаемся музыкой для того, чтобы делиться ей со слушателями.
Практика живой импровизации дает очень хорошие результаты так как ставит Вас в очень напряженную психологическую ситуацию, что способствует мобилизации навыков, развитием которых Вы занимались. Поэтому обязательно найдите возможность раз в неделю играть на публике: это могут быть обычные джемы с музыкантами — здесь главное регулярность и выход за рамки кабинетных занятий.
8. Слабая теоретическая база
Теория импровизации за последнее столетие превратилась в очень серьезную область музыкальной науки. Знание и понимание теоретических аспектов дает Вам в набор самых разнообразных и современных инструментов без которых невозможно последовательное развитие импровизатора. Обязательно изучайте теорию ладов, фразировку, гармонию, элементы выразительности, теорию исполнительства и многое другое. Серьезный теоретический фундамент позволяет использовать не только Ваш музыкальный багаж, но и опыт передовых музыкантов.
9. Отсутствие ясной цели
Обязательно держите перед глазами точку фокуса. К чему Вы стремитесь в данный момент? Какой лад осваиваете? Какую прогрессию? и т.д Наличие дневных и недельных точек отсчета помогает более концентрировано работать над элементами импровизации и мониторить процесс развития.
10. Аппликатурная инерция
При нарушении традиционной цепочки слышу-чувствую-знаю-умею-играю в обратном направлении пальцы управляют Вашим слухом и диктуют, что играть. В результате игра становится предсказуемой и неинтересной. Для преодоления этого явления обязательно проигрывайте фразы во всех тональностях, а также играйте одни и те же фразы разной аппликатурой (если Ваш инструмент позволяет это сделать).
Подробнее про аппликатурную инерцию Вы можете прочитать здесь https://study-music.ru/applikaturnaya-inerciya-v-kompozicii-i-improvizacii/
как всегда годно)
Спасибо, Денис. Очень полезная статья. Про пункт 4 возникла мысль: возможно, бесконечный поиск информации местами обусловлен тем, что импровизация порой кажется своего рода магией. А тут получается, что есть совсем небольшой набор каких-то правил – и всё, лопату в руки и работай. И кажется, что для магии этого как-то маловато – вот и ищешь ещё. По крайней мере, себя я когда-то именно на такой мысли поймал.
И насчёт отсутствия ясной цели – крайне верно.
Спасибо за ошибки. Думаю это применимо и к звукорежиссуре и видеомонтаже…Я пишу музыку и аранжировки, но отсутствие плана часто затягивает процесс, ведь столько интересного вокруг!!! Нравится и монтаж видео в Final Cut и фото и видеосьемка и музыка к фильмам и импровизация! Как все успеть? 🙂
Я получил классическое образование. Каждый раз при разучивании новых произведений я шёл в фонотеку и находил лучшее исполнение произведения, которое собирался исполнить на экзамене. Анализировал его и только потом брал ноты и сравнивал оригинальный текст со своими соображениями. Затем садился за инструмент и играл уже практически на память. Это мне помогало ускорить процесс разучивания и обогащало мою фантазию. Вот такой будет мой сказ.
Годнота, спасибо!
У меня вопрос насчёт ипровизиции мелодии и аккордами.Всегда ли мажорная тональность строится от ноты до а минорная от ля или эти тональности можно построить от любой ноты(например если строить минор от фа диез то получим ноты F#-G#-A-B-C#-D-E.это будет фа диез минор или ля минор с повышенной 3-й,6-й и 7-й ступенью)? И ещё я бы хотел спросить как правильно соотносить напряжённость звуков при создании мелодии?
Почитайте материал по теме лад и тональность. Мажор и минор – это лад. А тональность лад взятый от конкретной ноты. Таким образом от любой ноты можно построить мажор и минор. И что значит соотносить напряженность звуков?
Денис, я баянист, но миди баянной клавиатуры пока нет. При импровизации, я думаю баянной клавиатурой, (позиция, аппликатура) это плохо?
Как правило аппликатурные привязки используются только в самом начале обучения. В творческой импровизации нужно опираться на мышеление ступенями, фразами. Аппликатурные заготовки используются только в быстрых темпах для игры очень быстрых пассажей секстолями в темпах 120 и выше и 32 в темпах от 100 и выше.
Я конкретно имел ввиду какй лад можно использовать для создания мелодии? взятый тональный от конкретной ноты или обычный мажор и минор?а напряжённость я имел ввиду я не понимаю как при написании мелодии соотносить степень тяготения звуков(тяготения я назвваю напряжённость).помогите пожалуйста разобраться с этим.
Я буду очень рад Вам помочь, при одном условии – пожалуйста почитайте основы теории – Ваш понятийный аппарат совсем не понятен. Что значит тональный от конкретной ноты? Для создания мелодиии можно использовать любой лад! И опять же не такого понятия, как соотносить тяготения. Поймите меня правильно – ваши вопросы для меня, как китайский язык. Любой учебник по теории музыки решит проблему за пару недель.
вообщем я занимаюсь электринной музыкой.а теорию я сам изучал самостоятельно.поэтому видимо я говорю не понятными словами.просто я замечал что некоторые музыканты не зная нот делают хорошие мелодии.как это возможно?
Я не знаю, потому что занимаюсь музыкой с 7 лет и даже не помню, чтобы когда то не знал ноты. Наверное на слух подбирают. Я умею только с осознанием музыку сочинять, даже если она сама приходит:)
и я тоже никак без осознания не могу.пробовал подбирать на слух но не получилось.просто делают без знания нот так как есть специальные плагины и новые методики.я заходил на сайт zwook.ru и там есть даже вебинар на тему”создание мелодий без знания нот”.
Если быть точнее, то вебинар назывался Красивые мелодии без знания нот – но главная проблема в том, что Красиво это категория не поддающаяся оценке и описанию – поэтому учить чтото делать красиво – это абсурд с моей точки зрения. Лучше учитесь на примерах мастеров мелодики и все получиться:)
правильно говорите.
мои ошибки надо начать исправлять с конца этого списка