• Корзина пуста.

5 упражнений для развития внутреннего слуха

Внутренний слух – это способность ясно представлять музыку в своем воображении, слышать ее внутренним ухом. Для любого музыканта это навык просто необходим. Хороший внутренний слух помогает сочинять, читать ноты с листа, подбирать мелодии по слуху и многое другое.

Но как же развить этот самый внутренний слух? Ответ прост – регулярными упражнениями! Вот 5 проверенных способов, которые помогут вам услышать музыку изнутри.

  1. Пение мелодий про себя

Представьте, что у вас в голове есть свой личный музыкальный плеер. Вы в любой момент можете поставить на нем любую мелодию и послушать ее, не издавая ни звука. Это и есть внутреннее пение или пение “про себя”.

Многие люди делают это неосознанно – когда в голове “застревает” назойливая песенка и крутится целый день. Но этот навык можно развивать и использовать для тренировки музыкального слуха.

Возьмите хорошо знакомую вам мелодию и попробуйте пропеть ее полностью про себя, не открывая рта. Старайтесь отчетливо представить каждый звук, его высоту, длительность, тембр. Как будто вы слушаете очень качественную запись в наушниках.

Если получается – усложните задачу. Пойте про себя, а в нужных местах мелодии пойте вслух отдельные ноты или фразы. Следите, чтобы пропетые вслух звуки точно совпадали по высоте с теми, что вы пели внутри себя. Так вы сможете проверить и откорректировать свой внутренний слух.

Еще один вариант – пойте вслух, но некоторые ноты или даже целые фразы пропускайте, пропевая их только в уме. И снова, следите, чтобы мысленные ноты точно попадали на свои места. Это упражнение учит не терять мелодическую линию.

Главное – регулярность. Пойте про себя любимые песни, пока идете по улице, едете в транспорте, занимаетесь делами по дому. Чем больше, тем лучше. Со временем вы заметите, что внутренний слух становится все более точным и отчетливым.

Кстати, профессиональные музыканты постоянно используют внутренний слух. Композиторы сочиняют музыку в уме, дирижеры мысленно “прокручивают” партитуру перед репетицией. Так что, тренируя это умение, вы развиваете по-настоящему ценный музыкальный навык.

2. Чтение нот без инструмента

Второй способ развития внутреннего слуха – это чтение нот с листа без инструмента. Звучит сложновато, но на самом деле это не так уж и страшно! Главное – начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Для начала возьмите ноты знакомой мелодии и попробуйте “услышать” ее в голове, глядя на ноты. Можно даже подпевать про себя, если поначалу сложно. Потом переходите к простым незнакомым мелодиям, состоящим всего из 2-3 нот. Отличный материал для этого – учебники сольфеджио за 1-2 класс.

Как проверить, правильно ли вы “слышите” мелодию? Очень просто! Время от времени останавливайтесь и пропойте вслух несколько нот, которые только что прочитали. Сверьтесь с инструментом – попали ли вы в ноты? Если да – отлично, продолжайте читать дальше. Если нет – не расстраивайтесь, попробуйте еще раз, внимательнее вслушиваясь во внутренний голос.

Поначалу может быть сложно, но не сдавайтесь! С практикой вы будете все лучше “слышать” ноты в голове, и это здорово разовьет ваш внутренний слух.

3. Транспонирование в уме

Теперь давайте разберем третий пункт – транспонирование мелодий в уме.

Представьте, что у вас в голове есть волшебная кнопка “Транспонировать”. Нажимаете на нее – и любая мелодия звучит выше или ниже.

Попробуйте сами: возьмите простую мелодию и мысленно “передвиньте” ее на тон вверх или вниз. Услышали разницу? Теперь пропойте ее в новой тональности. Получилось? Поздравляю, вы только что транспонировали мелодию в уме!

Конечно, сначала лучше брать совсем простые мелодии и небольшие интервалы для транспонирования. Но со временем вы сможете мысленно перемещать мелодии на любое расстояние, и это будет получаться легко и естественно.

Зачем это нужно? Во-первых, это отличная гимнастика для внутреннего слуха.

 Во-вторых, это развивает гибкость музыкального мышления.

Так что пробуйте, экспериментируйте и не бойтесь ошибаться. С каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше.

4. Подбор по слуху

Теперь поговорим о четвертом пункте – подборе мелодий по слуху. Это очень увлекательное занятие, которое не только развивает внутренний слух, но и дарит море удовольствия.

Представьте, что вы услышали красивую мелодию. Она вам понравилась, “зацепила”, и вы хотите ее сыграть. Но как? Нот у вас нет, а мелодия уже улетучивается из памяти. Вот тут-то и приходит на помощь подбор по слуху.

Попробуйте “поймать” мелодию, пока она еще звучит в голове. Напойте ее про себя, постарайтесь запомнить как можно точнее. Обратите внимание на движение мелодии вверх-вниз, на ритм, на какие-то характерные обороты.

Теперь сядьте за инструмент и начинайте искать эту мелодию наугад. Не бойтесь ошибаться, пробуйте разные варианты. Напевайте мелодию про себя и подбирайте к ней подходящие звуки на инструменте. Постепенно, нота за нотой, у вас начнет получаться знакомая мелодия.

Это может быть непросто поначалу, но не отчаивайтесь. С каждой новой мелодией у вас будет получаться все быстрее и точнее. Главное – внимательно вслушивайтесь в свой внутренний голос и не останавливайтесь, пока не найдете нужные ноты.

Кстати, подбор по слуху – это не только про мелодию. Попробуйте подобрать и аккомпанемент к ней, бас, контрапункт. Экспериментируйте, пробуйте разные варианты – это развивает слух и музыкальное мышление.

И еще один совет: если мелодия сложная и никак не поддается, попробуйте подобрать ее по частям. Разбейте на короткие фразы, найдите сначала первую, потом вторую и так далее. А потом соедините все части вместе – и voila, мелодия готова!

Кстати, если вы хотите научиться быстро и эффективно подбирать музыку по слуху, рекомендую обратить внимание на авторский курс “Как играть по слуху” https://study-music.ru/playbyear/. Этот курс содержит 29 уроков с концентрированной практической информацией, которая подойдет музыкантам любого уровня, играющим на разных инструментах.

Программа курса состоит из простых логичных шагов, которые помогут вам научиться слышать и понимать, из каких звуков и аккордов состоит музыка. Вы получите схемы, таблицы, шаблоны аккомпанемента, а также аудиоупражнения для тренировки навыков игры по слуху. С этим курсом вы сможете дисциплинированно и быстро получить ощутимые результаты в подборе музыки на слух

5. Сольфеджирование без названий нот

Возьмите несложную мелодию, лучше знакомую. Пропойте ее вслух, как обычно, с названиями нот. А теперь – самое интересное. Пропойте ее еще раз, но без единого звука, только в уме. Представляйте высоту каждой ноты, ее длительность, как будто вы поете, но беззвучно.

Если получилось – усложните задачу. Возьмите незнакомую мелодию и пропойте ее сразу про себя, без предварительного пения вслух. Вглядывайтесь в ноты, представляйте их звучание и мысленно пойте. Поначалу может быть сложно, но с практикой вы удивитесь, как легко начнете “слышать” ноты глазами.

Кстати, это упражнение здорово помогает развить навык чтения с листа. Когда вы привыкнете мысленно петь ноты, вам будет гораздо проще сразу играть незнакомые мелодии, без предварительного разбора.

А еще сольфеджирование без названий нот развивает концентрацию и музыкальную память. Вы учитесь удерживать в уме длинные музыкальные фразы, слышать их внутренним слухом. Это пригодится и в пении, и в игре на инструменте.

Так что пойте, слушайте, представляйте! Превратите сольфеджио в увлекательную игру, в музыкальный квест.

Главное – регулярность и терпение. Не ждите моментального результата, внутренний слух развивается постепенно.

При достижении же результатов вы увидите насколько легче вам станет сочинять, импровизировать музыку или просто анализировать, то что вы слушаете.

24.04.2024

0 комментарий (-ев) к статье "5 упражнений для развития внутреннего слуха"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture