Сегодня я хочу поговорить о ловушках в творчестве в общем и в композиции в частности.
Какие ловушки я имею ввиду?
Для начала давайте поразмышляем о том, как мы осваиваем музыкальные инструменты. Примерный алгоритм таков:
1. Пробуем что-то сыграть;
Если все получается, осваиваем следующий навык, если не получается, то:
2. Ищем причину по которой не получается;
3. Находим или разрабатываем упражнение для выработки нужного навыка (навыков);
4. Занимаемся N-ое количество часов, до тех пор, пока навык не закрепится.
Как видите, здесь все просто. Когда вопросы касаются технической стороны, очень легко мониторить свои проблемы в этой области. Однако если мы возьмем импровизацию и композицию, то возникает много вопросов:
1. Как развивать навык, который нельзя описать?
2. Как найти ошибку в освоении навыка?
3. Как построить упражнение для развития навыка?
Решение этих вопросов – это, конечно, тема для целой книги, но сейчас представим, что Вы освоили какой-либо набор импровизационных навыков и уже умеете импровизировать. Как правило на этом уровне Вы попадаете в следующую ситуацию: количество приемов, которыми Вы владеете, ограничено, и Вы начинаете использовать те, которые наиболее удачно звучат в любой музыкальной ситуации и которые легко использовать в творчестве. Это и есть первая ловушка. Она может выглядеть так: Вы освоили импровизацию в пентатонике и используете ее везде, где только можно, но игнорируете остальные лады, а также не развиваете ритмическое начало.
Как правило, ловушки появляются там, где можно очень легко добиться эффектного звучания, но от них быстро устают, и они сильно ограничивают творческое развитие. Для композиторов такой “ловушкой номер один” является использование тритонов и уменьшенных и увеличенных интервалов. Эти интервалы обладают очень характерным звучанием, кроме того, с их помощью очень легко создавать рельефные мелодии. Но главная проблема заключается в том, что тритон и прочие колористические интервалы очень быстро надоедают и не обладают напевностью, то есть имеют очень ограниченную сферу образности, в отличие от, например, нейтральных секунд и терции.
При обучении композиции важным предметом является полифония строгого письма. Один из навыков, который развивает строгое письмо – это написание мелодий в очень узком диапазоне средств. Однако это лучшая школа написания мелодий, через которую прошло большинство композиторов, ныне известных как лучших мелодистов.
Если проанализировать самые известные мелодии, то можно заметить, что, вне зависимости от их стиля, большинство из них строятся на очень простых интервалах. Возможно, одна из причин – это легкость пропевания секунд и терций в отличии от уменьшенных и увеличенных интервалов. Поскольку при прослушивании мелодии связки пытаются ее пропевать, то, возможно, это влияет и на запоминаемость мелодии. То есть мозг решает, что мелодия хорошая, если ее можно спеть. Это, конечно, предположение, но, возможно, доля правды в нем есть.
Другой пример ловушки с интервалами – это использование гармонического минора. Увеличенная секунда, которая образуется между 6 и 7# ступенью, почти никогда не используется в классической музыке и музыке Баха. Однако многие начинающие авторы используют этот интервал, в результате чего музыка приобретает восточный оттенок. Увеличенную секунду легче использовать, чем находить интонации без ее использования.
Естественно вышесказанное не означает, что теперь использовать тритоны запрещено. Просто необходимо помнить, что композиторский стиль формируется многими средствами, и, как правило, все они очень простые, но вот их сочетание создает уникальность.
Поэтому первое, чему нужно учиться – это выявлять ловушки и уметь обходить их.
В данном случае можно запретить себе использовать интервалы и написать, например, 10-20 полноценных мелодий. Такая практика, как мне кажется, будет очень ценна с точки зрения развития навыков композитора.
К сожалению, не хватает определенности – о КАКОЙ музыке идет речь?
Об академической? (а правила строгого письма – оттуда). О джазовой? Об эстрадной? О народной?.
С одной стороны Вы – против ограниченности, но с другой – навязываете ограничения.
При чем тут полифония, если речь о поп-музыке?
Трактовка аккомпанимента как полифонии давно уже устарела и применительно к поп-музыке заведомо неудачна во многих случаях…
Наверное, надо бы все же определиться, применительно к чему идет речь.
Вряд ли нужно напоминать, что в популярной музыке даже консерваторское образование не много значит, и отнюдь не гарантирует творческой удачности.
Так что некоторые Ваши тезисы представляются сомнительными.
Какая разница о какой музыке идет речь? Ограничения в любом стиле существуют. Вы говорите о том,что в поп музыке нет полифонии,но давно уже известно, что там очень много,того что называется полифония остинатных линий.
И какие ограничения я навязываю?
Как правило разделение музыки на стили – это тоже ограничение:)
Для меня принципы одинаковы,что в трэшэ,что у Шостаковича – общего больше,чем частного.
“Трактовка аккомпанимента как полифонии давно уже устарела и применительно к поп-музыке заведомо неудачна во многих случаях…”
Поподробнее пожалуйста, либо автор комментария, либо Денис. Что мешает свободному голосоведению в поп-музыке? Если ничего, то опять же, откуда инфа, что полифонии нет?
Я такого не утверждал:) Я же наоборот написал,что полифония возможна и чаще всего е довольно много,просто она не в том виде встречается,как в классической музыке. Автор комментария надеюсь прокомментирует
Надеюсь, что прокомментирует 🙂
“…заведомо неудачна…” – очень сильное утверждение, нужен пруф
добрый вечер.Статья полезная.Часто натыкался на те ошибки.Спасало моё равное отношение ко всем стилям.Может ещё и упражнеия по сьёму мелодии с голоса интересных исполнителей.Это зарубежные исполнители.С уважением,Константин