Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки встречается много противоречивой информации, которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике. Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений, с целью дать более простой и практичный способ освоения модальности.
Начнем с истории.
Названия ладов, которые известны как народные, пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах. В XVI в. монах Генрих Глареанус, систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.
Важным в понимании ладов является то, что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы, господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века. По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника, лад писался только до 7 ступени, 3 и 5 не несли тех функции, которые свойственны им в мажоре и миноре. Из этого следует,что такой каданс:
характерен для мажоро-минорной системы, но не для модальной. 8 ступень в модальных системах мышления (Индия, Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада, это новая ступень, функционирующая по своим правилам.
Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило: натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов, приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.
Однако такой подход приводит к тому, что музыканты воспринимают, к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы, что абсолютно не верно, поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования.
Пример:
Чтобы научиться легко обращаться с ладами не нужно учить их как разновидности мажора и минора. Лучшим способом будет запомнить строение лада не так: 1 2 3 4# 5 6 7 (лидийский), а используя понятия тетрахорда (четырехступенный звукоряд в пределах кварты).
Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7 (и даже больше) ладов, нужно запомнить всего 4 тетрахорда:
формулы ладов:
ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов, можно составлять и собственные лады.
Изучая лады таким образом, Вы избегаете ошибочного понимания ступеневого состава лада. Важно понимать, что в натуральных ладах все ступени натуральные (к примеру 4 ступень лидийского лада не должна записываться как 4#)
Другая распространенная ошибка связана с ионийским и эолийский ладом: иногда можно увидеть использование сочетания слов ионийский мажор, что противоречит определению натуральных ладов.
Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору. Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор, а где ионийский.
Как же определить ионийский лад?
Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)
Наличие же ярко выраженной тональности (S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада.
Как было сказано выше, в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.
Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.
Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада (например для дорийского это септаккорд IV ступени, для фригийского мажор на II и минор на VII).
Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании ладов в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад, то можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.
Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:
Дорийский – секста
Фригийский – малая секунда вверх и большая вниз
Лидийский – увеличенная кварта
Миксолидийский – септима
Локрийский – тритон и малая секунда
]]>
отлично. давно хотел спросить, как же учить лады, ибо в голове полная каша, когда учишь их по ступеням.
“Лидийский – увеличенная кварта
Локрийский – тритон и малая секунда”
Чем в данном случае отличается увеличенная кварта, от тритона?
Небольшой недочет.Спасибо,что заметили)
Естественно,что и там и там тритон.Только в лидийском кварта,а в локрийском квинта.Исправляю
Спасибо Денис за урок.
Я только начал учить теорию музыки и мне сложно понять чем гамма отличается от лада.
для фригийского мажор на II и VII <<<<<<<< ошибка, минор на VII ступени
Исправил.Спасибо!
Денис, я не придираюсь, просто заметил вешь, которая противоречит вашему высказыванию “Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных целым тоном”. Лидийский и фригийский разделены тетрахордами полутоном. Ведь так?
ионийский+дорийский=миксолидийский вроде бы
да все верно.исправил
“Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных целым тоном” ну, наверно кроме лидийского и локрийского…
Дополнил)
Из статьи исчезли изображения 🙁