В классической гармонии, которая, как известно, основана на тональном движении – одним из важных вопросов является взаимоотношение тональностей и их родство.
Также как внутри мажорного и минорного лада ступени выполняют свою определенную роль (функцию), так и тональности внутри произведения распределяются в соответствии с принципами родства тональности. Также как существуют устойчивые и неустойчивые ступени – можно говорить об устойчивости и неустойчивости определённых тональностей.
Следует сказать, что не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. Каждый композитор разрабатывал и разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. Поэтому главная задача композитора – это изучить разные системы и выбрать ту, которая ему подходит.
Для более глубоко понимания принципов родства тональностей стоит обратиться в эпохе становления тональности в противовес модальности.
В модальной системе существовала следующая система.
Все лады имели один и тот же звукоряд. Как правило, CDEFGAB и соответственно один и тот же набор аккордов. Разница между ладами определялась по звуку, который принимался за устой. Транспозиция ладов практически не применялась.
В тональной системе используются другие принципы. При смене устоя меняется звукоряд и соответственно аккордовый набор – отсюда возникает проблема родства тональности.
И здесь возникают интересные соотношения. Параллельная тональность, имеющая одинаковый звукоряд с основной (как в модальности) – используется реже, чем тональности V и IV ступени.
То есть при звуковом оформлении функции, композиторы уже поняли, что и тональности этих ступеней будет наиболее близки.
Первая простейшая схема отклонений это T-D-S-T. Как Вы видите, это схема противоположна той, по которой движутся аккорды в классической схеме.
Более полная схема формируется во времена Баха – обойти все 6 тональностей построенные на основе аккордов гаммы. Это наиболее классическая схема отклонений и модуляций, которая использовалась многими теоретиками и композиторами.
В XVIII веке появились стандарты – модуляционные планы, которые использовались большинством композиторов.
Для мажорной тональности это движение следующего плана I-V-VI-IV-II и если нужно добавляли III ступень.
Для минора схема была другой: I-III-VII-V-IV-VI-I.
Это наиболее популярные схемы, конечно, были не единственными возможными, но самое главное, что они наглядно обрисовывают круг родственных тональностей.
Это тональности, построенные на ступенях гаммы. Кроме того наиболее близкой считалась одноименная тональность – это легко увидеть и по типичным кадансам времен Баха, когда минорное произведение заканчивалось мажорной тоникой, а также по тональным планам произведений венских классиков.
Классически выделяют 3 степени родства тональности.
- Тональности, отличающиеся на один знак + одноименная
- Тональности 1 степени родства к предыдущим
- И далее точно также.
Однако данная схема не всегда соответствует практике и требует уточнений, которые и были введены Римским-Корсаковым. Это касалось тональности Fm родственной по гармоническому мажору. И тональности E для A минора – которая являлась зеркальным отражением мажорной.
Однако в схеме Римского-Корсакова одноименная тональность оказывается дальше, чем аккорд минорной субдоминанты, что, конечно же, не верно.
Одна из лучших схем предложена Способиным (Лекции по курсу Гармонии):
На основе этой схемы Холопов создал свою наиболее универсальную, которая в отличие от всех других схем является двухуровневой. Это позволяет с легкостью переходить в любую из 24 тональностей и наиболее близко к практике композиции.
В этой схеме родство рассматривает не от одной тональности, а сразу в контекстве соврменного мажоро-минора.
Минус любой схемы родства тональностей в том, что, во-первых, она требует разного подхода для отклонений и модуляций.
Во-вторых, в каждом стиле своя уникальная система и нельзя слепо перенести в нее схему отклонений из другого стиля.
Таким образом, как я писал в начале статьи, важно изучить и освоить разные отклонения и модуляции и на основе их создать свою уникальную композиционную систему родства тональностей.
Удачи Вам в этом нелегком деле!
Как-то сложность описания классического родства тональностей не стыкуется у меня к тому, что я читал о поп-музыке и джазе у Ю. Чугунова. Там модуляции вроде бы производятся скачками на полтона, тон и так далее. Вопрос: попадаю ли я таким образом внезапно в отдаленную тональность или всегда будет получаться хоть что-нибудь приемлемое?
Полутоновые и тоновые модуляции это самый примитивный способ. Здесь сложно говорить о родстве. Чаще это будет просто сдвиг тональности без дальнейшего их взаимодействия. Это просто два разных типа мышления.
А, ну если в смысле дальнейшего взаимодействия и переплетения, то да, тогда конечно, согласен это так и есть. На контрапункт эти вещи можно растянуть-перенести? То есть две-три мелодические линии, но в разных тональностях?
Пусть автор не обижается но статья – говно помойное!
Обидно бывает не за автора, а за некоторых коментирюющих…