Привет всем на связи Денис Чуфаров.
Продолжаю новую серию видеоуроков под названием 10 мелодий которые Вы должны знать.
Сегодня для разбора я выбрал мелодию, которой уже около 500 лет, что думаю очень важный показатель, так как небольшой процент мелодий живет так долго.
Это мелодия greensleeves или зеленые рукава. Автор мелодии не известен.
Известно, что данная мелодия написана на гармоническую модель романески.
Послушаем в начале мелодию.
Начнем анализ мелодии с синтаксической структуры.
Мелодия построена на простейшей песенной форме куплет припев. Каждая часть имеет квадратное строение и равна 16 тактам. Каждые период состоит из 2 предложение по 8 тактов каждое. Структура фраз симметрична.
Принцип построения здесь — вариационный. Предложения отличаются кадансами.
Первый каданс половинный на доминантовой гармонии, основан на движении от 2 к 5 ступени (интервал квинты). Второй каданс совершенный основанный на разрешении повышенной 7 ступени минор. Характерно, что такое звучание не должно встречаться в данной мелодии, так как слишком тонально. Можно найти версии этой мелодии, которые как мне кажется более присущи оригиналу без повышения 7 ступени.
Форму фраз можно обозначить как ABAC, что дает несимметричную, но сбалансированную структуру.
Метрическое строение мотива идентично, это ямб. При этом каждая вторая фраза основана на дроблении ритма, что одной стороны смягчает силу мотива, а с другой создает дополнительное ритмическое движение.
Припев основан на мелодии куплета к которой добавлена новая фраза на основе мотива типа хорей (отталкивается от сильной доли).
Можно заметить, что припев имеет точно такое же строение, как и куплет, поэтому для прозрачности анализа можно обозначить первую фразу припева, как D.
Тогда структура припева будет выглядеть следующим образом DB1DC1
B1 и С1 как понятно из обозначения это вариации фраз из куплета.
Соотношение каденций в припеве идентично куплету.
Интонационная и ладовая основа
В той записи, которую выбрал я для анализа можно увидеть взаимодействие всех 3 видов минора. Однако, как я уже сказал для оригинальной версии характерно использование только эолийского лада.
В данной мелодии можно выделить 2 зерна, которые формируют ее звучание — это арпеджио трезвучий (обозначим как интонация 1) и поступенное движение (интонация2).
Характерно, что в данной мелодии на первый взгляд достаточно большое количество движений широкими интервалами. Однако здесь используется один очень эффективный прием, которые взяли на вооружение многие композиторы. Это звучание разложенного трезвучия.
Например, если спеть 2 кварты одну за другой, то создается ощущение больших скачков, если же спеть/сыграть кварту + терция ( как в данной мелодии) или терция + терция, то звучание мелодических скачков нейтрализуется гармонической природой мелодии. Таким образом можно сделать вывод. Скачки в рамках разложенного трезвучия воспринимаются практически как поступенное движение.
С 9 по 13 такт очень интересно реализован принцип заполнения скачка в обратном направлении. После арпеджио квартсекстаккорда тонического трезвучия мелодия продолжает двигаться вверх и только достигнув мелодической вершины куплета ( нота C) ниспадает обратно по звукам мажорного трезвучия 7 ступени. Таким образом мы видим, что пространство мелодии в этих 4х тактах «завоевывается» скачками и ими же нейтрализуется.
Очень характерно начало припева ( такт 18). Поскольку в куплете самой высокой нотой была нота C, то закономерно использовать еще более высокий звук для того, чтобы регистрово разграничить части. При этом интервал септимы, который образуется между последней нотой куплета и первой нотой припева находится в нулевой позиции. Это также достаточно известный прием, который позволяет на границах построений использовать мелодические или гармонические ходы нарушающие правила.
Однако тот контраст, который создает начало припева на высокой ноте D практически сразу же нейтрализуется нисходящим движением по ступеням ( интонация 2), а затем и по звукам мажорного трезвучия ( интонация1). Первый каданс припева основан на разложенном трезвучии мажорной доминанты, что обостряет тяготение и двигает форму вперед, а также связывает 25 такт и 32 образуя линию третьего порядка ( секундовые тяготения на большом расстоянии).
Обратите внимание на 25 такт и 26. Здесь мы видим весь диапазон мелодии, который вначале показывается как соотношение интервалов в нулевой позиции, а затем заполняется 2 интонациями на которых построена мелодия.
Кроме того, первые 2 такта припева даже при прослушивании без гармонического сопровождения имеют явно выраженную мажорную окраску, при этом нота C# ( признак лидийского лада) усиливает яркость мелодии. Таким образом мы видим здесь ладовую переменность созданную только с помощью мелодической линии.
Ритмическая основа мелодии наводит на мысль об использовании ритмического модуса. Здесь используется практически неизменяемая фигура, движение нарушается только в первом такте припева, где вместо привычной фигуры половинная четверть звучит половинная с точкой.
Данная мелодия яркий пример так называемой независимой или самостоятельной мелодии. Ее звучание не требует ни гармонического ни ритмического сопровождения, поскольку как мы увидели все эти элементы достаточно отчетливо проявляются в самой мелодии.
Очень хорошее исполнение Greensleeves у Blackmore’s Night 🙂
Ах, любимые “Зелёные рукава”!. Кто из тех, кто увлечён кельтской арфой не испытывает благодарности к этой мелодии? :). Удивительно, играю её очень-очень часто, но никогда не приходило на ум так детально её разобрать. Спасибо, Денис, за столь конкретное исследование, теперь я буду исполнять Greensleeves более осознанно, воспринимая эту музыкальную жемчужинку больше песнью, чем инструменталом.