Полиритмия – сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера). Также полиритмия характеризуется как отсутствие единой мельчайшей длительности (например восьмая или шестнадцатая) в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической,так и в народной музыке. Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.
В академической музыке полиритмия всегда опирается на заданный размер и через определенные промежутки неравные фигуры совпадают. В народной музыке (например, в африканской или индийской) как правило сильные доли каждого ритма немного отстают или находятся ранее математической доли.
Явление полиритмии очень характерно для современной музыки. Основная джазовая пульсация “свинг” – это полиритмия. Поскольку в результате наложения свинговой триоли на ровный четвертной рисунок баса возникает ощущение классического размера 12/8. Тем не менее, основная задача джазового музыканта перебороть стремление к выравниванию размера и создать звучание приближенное к народной полиритмии.
Самый простой пример – это гимеола (один из самых распространенных вариантов полиритмии). Гемиола это наложение двухдольности на триольность. При чем гемиола можете создавать полиритм по отношению к заданной пульсации в том же голосе.
Сначала слух привыкает к трехдольной пульсации, которая затем с помощью смешения акцентов превращается в двух дольную. Однако слух по инерции воспринимает эту двух дольность в трехдольном размере в результате чего и возникает полиритмическое звучание. Тот же пример, но с сохранением размера в другом голосе:
Совмещение пульсации на 2 и 3 – самый простой и распространненый способ создания полиритмии. Возможно, например, наложение четвертных триолей на ровные четверти или восьмые:
Во втором такте образуется вид полиритмии 4 на 3.
Еще пример полиритмии 4 на 3
Четырехдольные акценты в триольной линии:
Также возможно обратное сочетание – наложение трехдольных акцентов на шестнадцатые:
Один из популярных в джазе приемов наложение четверти с точкой на 4хдольный метр:
Это наиболее простые типы полиритмов.
Более сложные варианты полиритмии образуются при сочетании пяти- и семидольных пульсаций.
Один из интереснейших примеров – это наложение пятидольных акцентов на триольную и 4хдольную пульсацию:
Обратите внимание, что и в том и другом размере совпадение долей происходит через количество тактов, равное выдерживаемой длительности(в нашем случае это 5).
Это важная закономерность полиритмии, которая основана на возможной обратимости любой полиритмии в аналогичную в другом метре. Пример с 16-ми можно записать как квинтоли или размер 5/16.
Практические приемы освоения полиритмических ритмов.
Некоторые полиритмы просты для освоения и восприятия, поскольку базируются на математическом совпадении долей и легко просчитываются (например, гемиола или 4 на 3). Другие же основаны на независимом восприятии каждого отдельного ритма и неделимы (например, септоли 16 на четвертные триоли). Для освоения любого типа полиритмии необходимо добиваться независимости (рук, рук и голоса, ног и рук и т.д в зависимости от инструмента).
Лучше всего здесь ориентироваться на певцов, которые играют на каком-либо инструменте. Часто можно увидеть или услышать как советуют просчитывать совпадение долей и и т.д.
Однако никому в голову не придет просчитывать при пении, на какой слог какой аккорд попадает.
Проще всего запомнить каждую партию в отдельности и довести до автоматизма, а затем начинать соединять. Как показывает практика, лучше всего соединять ритмы в полиритм в исходном или близком к исходному темпе. Если темп будет медленным, то слух начнет концентрироваться на совпадении долей и вся ритмика разрушиться. Поэтому главный принцип научиться слышать линии отдельно.
Однако поскольку слух имеет свойство четко слушать и воспринимать только три независимые линии ,то при добавлении четвертой необходимо сгруппировать какие-либо два усвоенные в один. Позже мы еще поговорим о таких понятиях как смешение, ритмическая модуляция, ритмичеcкие модусы и т.д. А пока осваивайте искусство полиритмичной игры.
чувак, благодар те за инфу, давно тяготею к математическому ритму, вот кое-чо узнал. я оказываеца гимеольную штуку использовал в своём триольном ритме, хотя не понятно для чего двушки в триолях достойны отдельного названия, если очевидно, что именно они образуют смещения ритм-блоков. но всё равно круто, прогресс в массы сми-деградантов )
Можно ведь и по четыре смещать) вообще гемиола обозначает полуторное движение и не обязательно в триолях.просто в триолях наиболее популярно
Вообще гемиолой обозначают двухдольные мотивы в трёхдольных тактах. Ни о каком полуторном смещении речи не идёт в тактовой нотации. Несмотря на то что слово гемиола образовано от греческого слова полуторный. В мензуральной нотации — да, движение строго полуторное (группа из трёх нот среди групп из двух той же суммарной длительности). Но это когда было то? Веке в 15))