Уменьшенная гамма относится к группе искусственно созданных ладов, а также входит в группу ладов ограниченной транспозиции О.Мессиана.
Уменьшенная гамма по всей видимости это наиболее ранняя из искусственно созданных гамм. Широкое распространение получила в творчестве Корсакова, Дебюсси, Стравинского. Однако наиболее часто ее можно услышать в современных джазовых и фьюжн импровизациях (а также у Dream Theater).
Уменьшенная гамма представляет собой чередование тона и полутона либо полутона и тона. В зарубежных изданиях их иногда разделяют на уменьшенную гамму (тон -полутон) и ПолутонТоновую. Однако такое деление излишне, поскольку речь, как правило, идет об одном и том же наборе нот.
Два вида гамм от ноты С:
Первый вид тон полутон
Второй полутон тон
Это математический метод построения уменьшенной гаммы.
Другой более простой способ – это представить уменьшенную гамму в виде уменьшенного аккорда с вводными ступенями
Половинными обозначен уменьшенный септаккорд, четвертями полутоновые вводные. Если убрать первую вводную ноту, то получим вид гаммы тон-полутон.
Ограниченность транспозиции уменьшенной гаммы.
Поскольку уменьшенная гамма является горизонтальным вариантом уменьшенного септаккорда, то она имеет также как и уменьшенный септаккорд всего три транспозиции. Это значит, что существует только три уменьшенных гаммы от нот C, Db и D, а остальные будут повторением только с энгармонической заменой ступеней.
Посмотрим подробнее. В нотах приведены три обращения (обращением гаммы является перенос нижней ноты или группы нот на октаву вверх, по аналогии с обращением аккорда) уменьшенной гаммы от C,Eb И F#
Как Вы можете заметить эти гаммы содержат одни и те же ноты. Таким образом для освоения уменьшенной гаммы Вам необходимо выучить всего три транспозиции.
Очень удобно представлять уменьшенную гамму в виде двух тетрахордов минорной гаммы отстоящих друг от друга на тритон.
Использование уменьшенной гаммы
Наиболее часто уменьшенная гамма используется для обыгрывания аккордов содержащих в своей основе уменьшенное трезвучие или септаккорд. К таким аккордам относятся практически все альтерированные в стороны бемольности. Аккорд 7b9 без тоники является уменьшенным септаккордом. Обыгрывается полутон-тоновой гаммой от тоники аккорда. Любой доминантсептаккорд может быть обыгран уменьшенной гаммой расположенной на полтона выше тоники.
Кроме того уменьшенная гамма может применяться для обыгрывания мажорных и минорных трезвучий с целью создания звучания вне тональности.
Гармонические структуры, образующиеся из уменьшенной гаммы имеют острое и диссонантное звучание. Помимо стандартных уменьшенных трезвучий в уменьшенной гамме можно построить множество нестандартных аккордов.
Поскольку в уменьшенной гамме нет тоники, то и нет тонического аккорда. Следовательно, отсутствуют какие-либо типичные кадансовые обороты. Любое разрешение условно и зависит от степени диссонантности окружающих аккордов. В целом, уменьшенная гамма имеет своеобразное звучание,которое может быть применимо в самых различных музыкальных стилистиках.
Не забудьте, что отличным способом изучить любую гамму является игра мелодических секвенций.
]]>
Интересная статья . Кстати , я сам нашёл эту гамму .
Думал , что придумал что-то новое ,оказалось, изобрёл велосипед =).
Получил заказ, отлично
почему уменьшенная шамма по вашему двух видов бывает?тон полтон и тд и полтона тон?
это разве не альтерированная гамма будет называться?
хотя в гармонии столько разного бреда всякого что в принципе плевать увеличение или уменьшение играть там где доминанта ведь альт это + а ум7 это – но кого волнует качества функций доминанты кульминации то есть. Лепи везде одну деревню в формах и радуйся где радость должна быть из 12 заповедей библии чтобы не понять что горем это было)))