Это явление я назвал аппликатурной инерцией. Думаю, каждый сталкивался с этой проблемой. Достаточно просто начать играть на инструменте, не думая (или играть одновременно с чтением/просмотром телевизора и т.д.), и Вы поймете, о чем я говорю. Но прежде, чем я опишу это явление подробно, необходимо ввести понятие антиципации. Антиципация – способность действовать и принимать те или иные решения с определённым временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Как понятно из определения, антиципация присутствует как в работе композитора, так и в работе импровизатора, поскольку и в той и другой деятельности нам необходимо предсказывать развитие музыкальных событий на основе предыдущих. Существует 5 базовых уровней антиципации. 1. Субсенсорный (подсознательный) 2. Сенсо-моторный (регистрируемый органами чувств и связанный с двигательной реакцией) 3. Перцептивный (связанный с восприятием) 4. Уровень представлений (вторичных образов) 5. Речемыслительный При импровизации наш мозг обрабатывает огромное количество информации и создает на основе ее прогноз, в соответствии с которым мы выбираем оптимальный вариант развития событий. Если же предсказание не соответствует реально возникшей музыкальной ситуации, то музыкант либо быстро перестраивается в соответствии с изменившимися условиями, либо просто вылетает из импровизации и теряет нить. Огромную роль здесь играет так называемая слышащая рука. Это объединение субсенсорного и сенсо-моторного уровня. Если представить работу мозга и пальцев в виде линии, то идеальной цепочкой при импровизации является следующая – “слышу-прогнозирую-знаю-играю”. То есть руки полностью подчиняются внутреннему слуху и мгновенно реагируют на любые его “запросы”. Одним из самых действенных способов развить слышащие руки является работа над аппликатурой. Эта работа основана на сохранении аппликатуры при исполнении одних и тех же звуковых последований и комплексов. Именно поэтому в любом учебнике по импровизации обязательным условием занятий является проигрывание упражнений во всех тональностях. Таким образом, в сознании закрепляется картина не одной тональности, а функциональной последовательности звуков – например, гамм, ладов и т. д. Если исполнитель уделил достаточно внимания проработке инструктивных элементов (арпеджио, секвенции и т. д.), то при импровизации его руки будут легко реагировать на команды внутреннего слуха. Однако кроме цепочки “слышу-играю” у многих исполнителей (особенно начинающих) образуется неправильная цепочка – “играю-слышу”. В этом случае движение пальцев создает в мозгу соответствующее ему слуховое представление, которое оказывается настолько сильным, что подавляет свободное течение композиторских слуховых представлений. Эта проблема возникает очень часто из-за непонимания функциональности играемых нот, слепого заучивания аппликатур (например, боксов для гитары). В результате исполнитель не контролирует свои пальцы. Они могут играть очень быстро, но бессмысленно. Вот что пишет Вебер по этому поводу: “Ведь эти руки, эти проклятые пальцы, которые от постоянного упражнения и тренировки приобретают род самостоятельного и самовольного разума, становятся бессознательными тиранами и насильниками творческой воли. Ничего нового они изобрести не могут – все новое им даже неудобно. Совсем иначе говорит тот, чей внутренний слух является судьей найденного.” Для нас здесь важна фраза “не могут изобрести ничего нового”. Если внутренний слух плохо развит, а технический уровень, наоборот, очень высок, то как раз и возникает дисбаланс, что приводит к музыке без музыки – явление, которое можно услышать не только у виртуозных музыкантов, но и тех, кто играет более простую музыку. Как это влияет на композитора? Если вспомнить,что существует два вида композиторов (первые сочиняют за инструментом, вторые – без него), то можно понять, что использование инструмента для сочинения музыки может привести Вас к аппликатурной инерции – то есть Вы будете сочинять не то, что слышите, а то что удобнее Вашим пальцам. По этой причине я очень редко использую MIDI-клавиатуру, так как сразу же начинаю играть то, что удобнее. (Поэтому использую MIDI-клавиатуру только для записи уже сочиненных партий). Лучший способ избавиться от аппликатурной инерции – это развивать внутренний слух и пропевать все свои импровизации перед проигрыванием – это классический способ занятий импровизацией. Если Вы сочиняете музыку на инструменте, то попробуйте сначала записать ее нотами, а затем уже играть. Напишите в комментариях – сталкивались Вы с описанным явлением?
Да, сталкивался. Причем это верно даже для тех, кто очень плохо играет на музыкальном инструменте. Просто следование мозга за извлекаемыми звуками, действительно, нужно заменить следованием извлекаемых звуков за мозгом.
Здравствуйте, Денис.
Я тоже сталкивался с такой проблемой (руки и остатки размягчённых мозгов сбиваются в клише), но мне кажется, что решение лежит несколько в другой плоскости.
С предварительным слышанием согласен, но думаю оно вырабатывается не только с помощью сольфеджирования, но и при регулярной игре гамм, этюдов, упраж. на хорошо настр. инструменте (на своём и на ф-но).
По поводу аппликатурной зависимости: владение аппликатурами — суть владение звукорядами. Возможно плохое знание аппликатур или их недостаточное кол-во.
Внеаппликатурное мышление явление кажущееся и основано на знании достаточного кол-ва
аппликатур и большом исполнительском опыте.
С моей точки зрения всё упирается в мелодическое и ритмическое варьирование. Хотелось бы рассмотреть проблему в этом ключе.
P.S. Спасибо за рассылку и за сайт. Вы делаете большое и очень нужное дело.
Буков .
Абсолютно субъективная проблема. Я не сталкивался с таким. И я ИМЕННО сочиняю с инструментом. Любым. Стоит мне в руки попасть любому инструменту, я начинаю на нём импровизировать, ИГРАТЬСЯ с ним. Ведь в том то и фишка, что сочиняешь в паре с инструментом. А не головой и потом переводишь это на ф-но или дудку. Абы што… Только общение с инструментом и выдаёт музыку! А придумывание в голове – это спонтанное озарение. Иногда гении так и делают. Прокофьев например любил в поле писать для всего симфонического оркестра. Его то сложнейшую музыку и в голове! В поле с карандашом…у меня в голове не укладывается. И тем не менее, говорить о какой-то там аппликатурной энерции – это мозговая ловушка. Теория, а на практике как раз таки наоборот!
Это справедливо для тех БОТАНИКОВ, которые закончили консу, и без нот нифига сыграть не могут! Ноль импровизации…ботаники !! Импровизация= творческий подход. И какая тут может быть ловушка! Какая-то навязчивая теоритическая фигня, простите. Ловушка для пальцев, играю-слышу… Я когда хочу помузицировать, ищу любой инструмент, что попадётся под руку и начинаю музицировать-играться. И из этого общения с инструментов, из этого ДИАЛОГА и получается МУЗЫКА. От того я и мультиинструменталист.
Ловушка для пальцев…хе-хе.
У вас по моему, простите, ловушка в голове!!! Решили алгеброй поверить гармонию?
)))))))))))))))))
Ну конечно субъективная проблема – но я ее вижу в многих. Хорошо,что у вас ее нет. Но Вы пишите,что играете на новых инструментах – то есть на тех,которые не вызывают зависимости от аппликатуры. А вот на бас-гитаре( как я понял Вы басист) неужели никогда не было такого.
Я вижу это сплошь и рядом. Но Ваша точка зрения также интересна. P.S. Алгебра и гармония – это сестры:) Музыка та же математика
я сейчас экспериментирую с альтернативными гитарными строями – и это как портал в другое измерение просто… пока не начал, не понимал даже насколько уже закоснел в стандартном. и думал, перестраиваясь, что вот сейчас буду “заново учиться ходить” – а оказалось, что “могу летать”))) надо преодолевать душевную лень и создавать себе такие сдвиги перспективы, я считаю. но есть люди, которые просто считают ненужным всё, что не даёт прямого результата… увы им… они заслужили свою незавидную участь :3
Поможет:
1)съём, съём и еще раз съём произведений.
2) Написание вариаций на чужие произведения
3) Сочинение собственных произведений
4) Игра со зрителем на заданную тему при чем любую
например сыграть ржавый гвоздь – очень развивает воображение
5)игра по словарю – на любое слово соответствующая мелодия
6)Придумывание “своих” пассажей упражнений секвенций и т д , которые “подгоняешь” под себя “в копейку”. Ведь недаром говорится: “очень виртуозно можно играть в основном только свои произведения» и в этом есть не малая доля истины.
7) Не привязываться только к своему инструменту играть везде и на “дровах” в том числе(только не злоупотреблять). С закрытыми глазами, пьяным, на низком стуле на высоком без стула, доводить динамику до обрыва струн, в общем экспериментировать во всём.
8) Учиться у всех, но не подражать никому, как говорил Горький. Имеется ввиду что какой бы выдающийся и не был ваш педагог, кроме него есть ещё. Мы живём в 21 веке такая возможность есть . Смешение школ – очень хороший способ развить виртуозность.
Желательно отдаваться полностью только одному инструменту,если цель – истинная виртуозность. Ведь не секрет что мультиинструменталист – страдает поверхностностью (правда есть и приятные исключения). Как в любви можно «иметь» много девушек но настоящих отношений вовсе не иметь ни с одной вот так.
Alexandr – отличное дополнение к статье. спасибо!
Большое спасибо, Денис, за статью и Александр, за интересный комментарий!
и3вините, у меня другой алфавит, и не могу писат правилно. У меня не так, если нет вдохновения ничего не могу сделат, наоборот если его ест могу 3акрит гла3а и опят все получается, и ето не толко в му3ике.
Не то слово сталкивался). Уже давно я поймал себя на такой вещи. Но не думал, что кто-то опишет это явление.. Спасибо, Денис!
Да, я увлекаюсь периодически съемом и от того я понял, что то, что ты снимаешь и употребляешь, в конечном итоге и задает тон твоему игровому аппарату, ну т.е. пальцам.
Сталкивался и сталкиваюсь.
У себя наблюдаю зацикленноть на “боксах”, которые лучше всего “сидят в руках”. Поэтому, видимо, таки съём, съём, съём, освоение различных ладов, игра упражнений в разных тональностях.
Также сталкивался на практике в коллективе, когда у человека заготовки песен почти в одной тональности и фразы из риффов одна на другую похожи.