• Корзина пуста.

Аранжировка. Основные понятия

В этом уроке мы рассмотрим с вами основные понятия, без которых невозможно занятие аранжировкой, точнее невозможно вдумчивое и разумное создание аранжировки, основанное на взаимном дополнении рационального начала и творческого, что является наиболее перспективным и актуальным способом работы над любым творческим проектом.
В этом уроке я дам ответы на следующие вопросы:
– что такое аранжировка
– какие навыки нужны для работы над аранжировкой
– из каких элементов состоит аранжировка
– какие подходы в работе над аранжировкой существуют
Помните, что главная задача любого обучения это навести порядок в голове и получить готовую систему.
Первое что мы должны сделать это определится с самим понятием аранжировки.
Если открыть энциклопедию, то мы увидим следующее определение:
«Аранжировка это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для предоставления его в форме, отличной от первоначальной»
Данное определение можно назвать правильным с большой натяжкой, хотя бы по той простой причине, что сегодня очень многие музыканты делают аранжировку в процессе создания музыкального произведения, поэтому ни о какой адаптации здесь речи идти не может.
Для вас, как музыкантов, важно выделить главные особенности аранжировки и на их основе сформулировать верное определение, которое поможет обучению аранжировке.


Что же здесь наиболее важно?
Можно сказать что первую задачу, которую выполняет аранжировщик – он переводит музыкальную идею из материального в сферу нематериального, создаёт плоть музыки, её фактуру. Здесь мы говорим о создании партий инструментов, выборе тембров, их согласованию и др. Конечно, при работе с аранжировкой уже существует определённый минимум. Например, мелодия с аккордами. Но в любом случае, в процессе работы аранжировщик переосмысливает музыкальный материал с помощью инструментов, например, композиционных или инструментовки и выражает своё отношение к данному материалу. 
Второй этап это сочинение новых элементов и переработка уже имеющихся. То есть, в данном случае аранжировщик является ещё и композитором.
Третье. Это воплощение выбранной фактуры в определённом составе инструментов, что можно обозначить определением инструментовки или оркестровки. Таким образом, мы можем сформулировать понятие аранжировки следующим образом:

«Это процесс переосмысления музыкального произведения, созданного ранее или развитие музыкальной идеи в реальном времени, в процессе которого могут изменяться практически все базовые элементы музыки»


Следует отличать аранжировку от инструментовки, которая является переложением произведение с одного состава инструментов для другого, например, с партии фортепиано для ансамбля, а также оркестровки, которую мы можем обозначить, как искусство подбора тембров и написания партий для инструментов выбранного состава, изначально для оркестра (отсюда само понятие оркестровки), а сегодня уже для любого состава.
Обозначая аранжировку, как часть музыкального искусства, можно сказать, что это способность с помощью музыкальной ткани, формы и манипулирования тембрами воздействовать на восприятие слушателя.

По сути, аранжировка это построение дома на основе чертежей. Например, вам дают общие указания: необходимо построить 5 этажей, 7 подъездов и занять какую-то площадь, всё остальное это ваш выбор, каким образом вы воплотите эту идею. Если мы отдадим десяти архитекторам один проект, то получим 10 разных результатов. То же самое мы можем сказать и про аранжировку.
Описывая процесс аранжировки линейно, можно представить его как процесс начинающийся с композиции и заканчивающийся созданием партий для инструментов. Между этими двумя точками находятся множество промежуточных процессов.
В аранжировке очень часто имеют место значительные видоизменения. Рассмотрим наиболее актуальные процессы, которые могут произойти с композицией во время аранжировки:
– изменение стилистики,
– изменение состава инструментов,
– перегармонизация и добавление аккордов,
– расширение или укорочение мелодий,
– добавление контрапункта,
– изменение и добавление формы.  
Также нужно сказать о том, что количество инструментов, которое выбрано для аранжировки никак не влияет на простоту или сложность самого процесса.
Очень часто начинающие аранжировщики думают, что если использовать мало инструментов, то и аранжировка будет простой, так как, по их мнению, усложнение достигается наложением большого количества инструментальных слоёв. Однако малое количество инструментов не означает сложные оркестровки, как и наоборот.


Можно выделить два подхода к аранжировке:
– аранжировка чужой музыки,
– аранжировка своей музыки.
Первый вариант даёт аранжировщику достаточно много условий и ограничений, которых ему следует придерживаться. Это можно сравнить с раскрашиванием рисунка. Общий контур создаёт композитор, а аранжировщик заполняет его красками и придаёт однозначные очертания.
При втором подходе возможны два варианта:
– вначале сочинение, а потом аранжировка
– создание аранжировки в процессе создания музыки


Такой подход может создать риск того, что вы не сможете объективно оценивать свою музыку, так как аранжировка будет перекрывать её художественную ценность. Поэтому очень часто рекомендуют начинать написание с прозрачной, голой музыки, то есть той, которая буквально записана только нотами для одного, двух инструментов. Таким образом, вы сможете оценить её художественную ценность и не перекрывать с помощью аранжировки те элементы, которые являются наиболее важными, а только подчёркивать их.
При работе над любой аранжировкой у нас есть как изменяемые, так и неизменяемые параметры. Например, такие элементы как мелодия, гармония, ритм и форма могут варьироваться в зависимости от стилистики и поставленных художественных задач.
Если сравнить песню с пустой комнатой, то можно сказать, что задача аранжировщика это грамотно, уютно и красиво обставить эту комнату мебелью, добавить картины, различную фурнитуру таким образом, чтобы комната была индивидуальной и отражала внутренний мир того кто в ней живёт.
Обозначим задачи аранжировщика:
– выбор состава,
– создание партий для этого состава,
– работа с музыкальной формой,
– выстраивание баланса, работа с вертикальную и горизонталью,
– работа с тембрами.
Кроме этого нам необходимо уточнить, какие знания необходимы для аранжировщика.
Несмотря на то, что аранжировка это рациональный процесс, первое что я выделю это талант. Без музыкального таланта все знания будут бессмысленны. 50% любой творческой деятельности занимает талант, а другие 50% это знания.

Аранжировщик, как любой музыкант, должен:
– обладать развитым внутренним слухом,
– знать инструментовку,
– элементы техники аранжировки,
основы музыкальной композиции и формы,
– специфику стилей, которая проявляется в шаблонных паттернах,
– знать типичную фактуру, точнее все виды фактуры, которые используются в современной аранжировке
– и конечно же знать полифонию, основы контрапунктов. Такую полифонию, которая позволяет, например, сочетать между собой линию баса и линию вокала. Как ни покажется странным, но при соединении таких линий действуют определённые законы контрапункта, знание которых лишь увеличивает шанс создания сбалансированной, грамотной и креативной аранжировки.

Шаблоны vs творчество
Любой аранжировщик в своей деятельности сталкивается с двумя подходами:
– шаблонный подход, при котором используются заранее заданные паттерны, как для отдельных инструментов, так и для целых групп инструментов. Это можно сравнить с игрой на синтезаторе с автоаккомпанементом, где всё что вам нужно делать это нажимать две-три ноты для обозначения аккордов, а уже записанные паттерны от аранжировщика облачают их в определённую фактуру. Многие аранжировщики работают так же, создавая аранжировки в секвенсоре или для определённых составов инструментов. Выбирают готовый шаблон или создают его с нуля и затем уже вписывают его в определённую гармонию. Несомненно, такой подход является достаточно хорошим, когда нужно быстро создать аранжировку, когда нет времени или возможности показать какой-то творческий потенциал. Однако, этот подход имеет очень много минусов, так как создаёт шаблонное и предсказуемое звучание похожее на «самоиграйку»    
– творческий подход, когда нет заранее заданных паттернов, когда всё практически всегда меняется и основу могут создавать только простейшие элементы вроде ритмических рисунков, размера или повторяющихся прогрессий. Чтобы понять, что такое творческий подход, послушайте такие группы, как например, «King Crimson», «Yes», «Dream Theater»., тогда вы без труда отличите творческий подход от шаблонного. 
Итак, в этом уроке мы рассмотрели достаточно большой пласт теоретической информации, которую нужно держать в голове для того, чтобы подходить к созданию аранжировки системно, качественно и для того, чтобы у вас не возникало никаких вопросов для реализации ваших художественных задач.                         

21.08.2021

0 комментарий (-ев) к статье "Аранжировка. Основные понятия"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture