Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности приобретаемые многолетним методичным трудом?
Тема музыкального таланта невероятна популярна в среде людей далеких от профессионального обучения музыки. Не имея опыта обучения музыке и не понимая основ музыкального искусства, люди полагают, что создание музыки или импровизация это неконтролируемый, необучаемый процесс, который подвластен только талантливым людям.
Что такое талант в массовом сознании?
Это по сути фаталическое понятие, которое подразумевает, что кто-то рождается с музыкальным талантом и ему не нужно ни учиться, ни заниматься. Такой музыкант по мнению фаталистов сразу сочиняет гениальную музыку (обязательно), играет все что угодно на слух, и тд итп
То есть, мы сразу можем заметить, что это своеобразный музыкальный шовинизм, который делит всех людей на 2 категории:
- Награждённые талантом
- Люди без музыкального таланта
Такой подход означает, что первые должны заниматься музыкой, при этом именно как магической деятельностью, смысл которой нельзя постигнуть.
А вторые, увы, никогда ничего не добьются, потому что научиться музыке без таланта нельзя.
Если у вас еще не закрались сомнения о тупиковости такого понимания таланта, то давайте просто осмыслим следующее:
В музыкальной деятельности существуют 3 главных направления – это исполнительство, композиция и дирижирование.
Может ли человек сразу родиться с врожденным талантом исполнения на определенном инструменте или с прошитым сознанием, которое знает все строи инструментов, умеет писать для симфонического оркестра, знает правила голосоведения и сразу различает все многообразие музыкальной ткани, ладов и тд тп?
Может ли даже самый гениальный ребенок в 5 лет исполнить музыку Бетховена или Шопена с полным осмыслением и передачей образа?
Если провести параллель с другими видами искусства, то талантливый художник сразу должен начать писать полотна уровня Айвазовского, поэт писать стихи уровня позднего Бродского, а архитектор уже с пеленок проектировать Сиднейский оперный театр.
Абсурдность такого предположения должна быть понятна любому.
Во время подготовки данного материала я проводил опрос в группе в контакте и на youtube с целью узнать существуют ли музыканты добившиеся успеха, не прилагая к этому никаких усилий.
Действительно существует такая категория людей, но сложно говорить о том, что они добились именно успеха.
Это так называемые саванты. Савантизм – редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности».
Очевидно, что феномен савантизма не доказывает теорию талантливости, а наоборот опровергает ее. Музыкальные способности есть у всех людей, но у савантов те области мозга, которые у обычных людей тормозят развитие музыкальных навыков развиты слабо, по этой причине они не в состоянии выполнять элементарные действия, но легко справляются со сложными действиями (например, исполнительства или запоминания музыки).
Итак, для любого музыканта должно быть очевидным, что талант это не какая-то природная, уникальная данность, которая есть или которой нет.
Для правильного понимания роли таланта в деятельности музыканта важно разобраться с 3мя профессиональными терминами из мира музыкальной психологии.
С точки зрения музыкальной психологии талант это высшая ступень развития способностей – сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Для нас здесь важны понятия музыкальных способностей и музыкальных задатков, а также понятие музыкальности.
Первый исходный уровень, с которого мы все начинаем это наличие музыкальных задатков.
Задатки это врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными предпосылками успешного профессионального обучения.
Музыкальные задатки есть у всех людей. Но у каждого они разные – осмысление этого ключ к пониманию более высоких уровней музыкальной деятельности.
Например, к задаткам мы можем относить особенности строения тела – длинные пальцы, сильные легкие, строение гортани, свойства мышечной ткани, свойства высшей нервной системы.
Задатки влияют на развитие музыкальных способностей, НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НА 100% РЕШАЮЩИМИ.
Например, для пианистов несомненно важны длинные пальцы и большая кисть, а для скрипачей большие размеры кисти наоборот нежелательны. Но существуют успешные пианисты с маленькими руками или скрипачи с крупной кистью (например, Вивальди)
На основе музыкальных задатков с помощью многолетнего труда развиваются музыкальные способности.
По определению Теплова:
Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Важный момент в самом понятии способностей это то, что способностей, которые нельзя развить не существует.
Можно провести аналогию с нашим телом: наличие у нас ног это задатки, умение ходить это способности. Развивая умение ходить, мы можем решить стать атлетом и развивать способность бегать и в результате многолетних тренировок прийти к тому, чтобы стать чемпионом.
Никто не говорит, что у спортсмена есть талант иметь две ноги или две руки.
То что у многих называется талантом, по сути, есть неравномерность в развитии музыкальных задатков.
Очевидно, что так как задатки у всех разные, то и скорость развития задатков и превращение их в способности у всех будет идти разными темпами.
Например, у вундеркиндов возможно взрывное развитие задатков. И именно разница в развитии задатков на короткой дистанции очень часто называется талантом.
Здесь нужно понимать следующее. Во всех жизненных явлениях мы может условно разделить людей на две группы:
- Спринтеры
- Марафонцы
Первые быстро добиваются успехов, но нередко бросают занятия музыкой или после быстрого рывка остаются на одном уровне развития
Вторые могут не показывать быстрого прогресса, но на долгой дистанции в 3-5 лет разница в развитии стирается.
То есть чем ближе музыкант к черте условных 10000 часов, тем меньше различия между тем, чьи задатки были высоко представлены и теми чьи задатки развивались медленнее.
Третье понятие, которое частично входит в структуру музыкального таланта это музыкальность.
– комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, т.е. «эмоциональная отзывчивость на музыку».
По Теплову – основной признак музыкальности заключается в «переживании музыки – как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к одной или нескольким способностям.
Человек рождается только с задатками музыкальности, но если задатки есть, то она поддается развитию.
Интересен факт, что человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.
То есть наличие музыкальных способностей, порой даже очень хороших, еще не показатель того, что человек может успешно приобщаться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя.
Таким образом, принимая во внимание научные исследования и понимание музыкальных способностей и таланта, можно сделать вывод о том, что:
На первом этапе развития музыкальныx способностей один музыкант может развиваться быстрее другого, но на длинной дистанции эти различия стираются.
Одним из доводов в пользу таланта нередко является не новая идея о том, что если всему можно научиться, то почему нет новых хитов или великих композиторов.
Здесь очевидна подмена понятий и системная ошибка мышления.
Именно с развитием технологий онлайн обучения и доступности музыкального образования количество музыкантов сегодня во всем мире велико как никогда.
Но, многие из них поддерживают теории фатальности и не развивают свои способности, полагая, что хорошую музыку можно сочинять только имея талант, а исполнители не находят в себе сил дойти до нужного уровня развития навыков.
И здесь мы подходим к тому, что невозможно говорить о музыкальном таланте или музыкальных способностях без рассмотрения личности музыканта целиком.
Имея хорошие задатки не каждый готов потратить 10 лет на развитие техники игры, не у всех хватает сил сочинять тысячи песен или композиций для того, чтобы добиться хорошего уровня. Все хотят получить все и сразу.
Парадоксально, что высокий уровень развития музыкальных навыков в сочинении музыки или песен не является чем то недостижимым, но достижение его это всего лишь первый шаг к музыкальному успеху.
И многие опять же путают высокоразвитые музыкальные способности и способности к продвижению своего творчества.
Только в США каждый год с факультетов сонграйтинга выпускаются тысячи выпускников – уровень их песен ничем не отличается от уровня тех песен, которые находятся в списках биллбоард.
Лично я знаю около 10 человек, песни которых в 100 раз лучше того, что сегодня популярно.
Кроме того также не нужно забывать, что существуют и чистое искусство – музыка, которая не создается для масс или цель которой служить развитию искусства, как такового.
И последнее наглядное доказательство в пользу того, что развитие любых навыков приводит к успеху это советская система образования.
В СССР вузы выпускали невероятное количество композиторов, и большая часть из них добивалась успеха. Нет ни одного композитора, который бы получил образование и сочинял плохую музыку. А система распределения заказов на музыку позволяла таким композиторам как Софья Губайдуллина или Эдисон Денисов заниматься чистым творчеством не задумываясь о конъюнктуре.
Подводя итог: Музыкант должен думать не о наличии у себя таланта или его отсутствии, а о правильном и целенаправленном развитии музыкальных способностей. А рассуждения о божественной искре или таланте лучше оставить обывателями и музыкальным критикам.
Вдохновлён!