• Корзина пуста.

Что такое музыкальный талант?

Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности приобретаемые многолетним методичным трудом?

Тема музыкального таланта невероятна популярна в среде людей далеких от профессионального обучения музыки. Не имея опыта обучения музыке и не понимая основ музыкального искусства, люди полагают, что создание музыки или импровизация это неконтролируемый, необучаемый процесс, который подвластен только талантливым людям.

Что такое талант в массовом сознании?

Это по сути фаталическое понятие, которое подразумевает, что кто-то рождается с музыкальным талантом и ему не нужно ни учиться, ни заниматься. Такой музыкант по мнению фаталистов сразу сочиняет гениальную музыку (обязательно), играет все что угодно на слух, и тд итп

То есть, мы сразу можем заметить, что это своеобразный музыкальный шовинизм, который делит всех людей на 2 категории:

  1. Награждённые талантом
  2. Люди без музыкального таланта

Такой подход означает, что первые должны заниматься музыкой, при этом именно как магической деятельностью, смысл которой нельзя постигнуть.

А вторые, увы, никогда ничего не добьются, потому что научиться музыке без таланта нельзя.

Если у вас еще не закрались сомнения о тупиковости такого понимания таланта, то давайте просто осмыслим следующее:

В музыкальной деятельности существуют 3 главных направления – это исполнительство, композиция и дирижирование.

Может ли человек сразу родиться с врожденным талантом исполнения на определенном инструменте или с прошитым сознанием, которое знает все строи инструментов, умеет писать для симфонического оркестра, знает правила голосоведения и сразу различает все многообразие музыкальной ткани, ладов и тд тп?

Может ли даже самый гениальный ребенок в 5 лет исполнить музыку Бетховена или Шопена с полным осмыслением и передачей образа?

Если провести параллель с другими видами искусства, то талантливый художник сразу должен начать писать полотна уровня Айвазовского, поэт писать стихи уровня позднего Бродского, а архитектор уже с пеленок проектировать Сиднейский оперный театр.

Абсурдность такого предположения должна быть понятна любому.

Во время подготовки данного материала я проводил опрос в группе в контакте и на youtube с целью узнать существуют ли музыканты добившиеся успеха, не прилагая к этому никаких усилий.

Действительно существует такая категория людей, но сложно говорить о том, что они добились именно успеха.

Это так называемые саванты. Савантизм – редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности».

Очевидно, что феномен савантизма не доказывает теорию талантливости, а наоборот опровергает ее. Музыкальные способности есть у всех людей, но у савантов те области мозга, которые у обычных людей тормозят развитие музыкальных навыков развиты слабо, по этой причине они не в состоянии выполнять элементарные действия, но легко справляются со сложными действиями (например, исполнительства или запоминания музыки).

Итак, для любого музыканта должно быть очевидным, что талант это не какая-то природная, уникальная данность, которая есть или которой нет.

Для правильного понимания роли таланта в деятельности музыканта важно разобраться с 3мя профессиональными терминами из мира музыкальной психологии.

С точки зрения музыкальной психологии талант это высшая ступень развития способностей – сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Для нас здесь важны понятия музыкальных способностей и музыкальных задатков, а также понятие музыкальности.

Первый исходный уровень, с которого мы все начинаем это наличие музыкальных задатков.

Задатки это врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными предпосылками успешного профессионального обучения.

Музыкальные задатки есть у всех людей. Но у каждого они разные – осмысление этого ключ к пониманию более высоких уровней музыкальной деятельности.

Например, к задаткам мы можем относить особенности строения тела – длинные пальцы, сильные легкие, строение гортани, свойства мышечной ткани, свойства высшей нервной системы.

Задатки влияют на развитие музыкальных способностей, НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НА 100% РЕШАЮЩИМИ.

Например, для пианистов несомненно важны длинные пальцы и большая кисть, а для скрипачей большие размеры кисти наоборот нежелательны. Но существуют успешные пианисты с маленькими руками или скрипачи с крупной кистью (например, Вивальди)

На основе музыкальных задатков с помощью многолетнего труда развиваются музыкальные способности.

По определению Теплова:

Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».

Важный момент в самом понятии способностей это то, что способностей, которые нельзя развить не существует.

Можно провести аналогию с нашим телом: наличие у нас ног это задатки, умение ходить это способности. Развивая умение ходить, мы можем решить стать атлетом и развивать способность бегать и в результате многолетних тренировок прийти к тому, чтобы стать чемпионом.

Никто не говорит, что у спортсмена есть талант иметь две ноги или две руки.

То что у многих называется талантом, по сути, есть неравномерность в развитии музыкальных задатков.

Очевидно, что так как задатки у всех разные, то и скорость развития задатков и превращение их в способности у всех будет идти разными темпами.

Например, у вундеркиндов возможно взрывное развитие задатков. И именно разница в развитии задатков на короткой дистанции очень часто называется талантом.

Здесь нужно понимать следующее. Во всех жизненных явлениях мы может условно разделить людей на две группы:

  1. Спринтеры
  2. Марафонцы

Первые быстро добиваются успехов, но нередко бросают занятия музыкой или после быстрого рывка остаются на одном уровне развития

Вторые могут не показывать быстрого прогресса, но на долгой дистанции в 3-5 лет разница в развитии стирается.

То есть чем ближе музыкант к черте условных 10000 часов, тем меньше различия между тем, чьи задатки были высоко представлены и теми чьи задатки развивались медленнее.

Третье понятие, которое частично входит в структуру музыкального таланта это музыкальность.

– комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, т.е. «эмоциональная отзывчивость на музыку».

По Теплову – основной признак музыкальности заключается в «переживании музыки – как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к одной или нескольким способностям.

Человек рождается только с задатками музыкальности, но если задатки есть, то она поддается развитию.

Интересен факт, что человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

То есть наличие музыкальных способностей, порой даже очень хороших, еще не показатель того, что человек может успешно приобщаться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя.

Таким образом, принимая во внимание научные исследования и понимание музыкальных способностей и таланта, можно сделать вывод о том, что:

На первом этапе развития музыкальныx способностей один музыкант может развиваться быстрее другого, но на длинной дистанции эти различия стираются.

Одним из доводов в пользу таланта нередко является не новая идея о том, что если всему можно научиться, то почему нет новых хитов или великих композиторов.

Здесь очевидна подмена понятий и системная ошибка мышления.

Именно с развитием технологий онлайн обучения и доступности музыкального образования количество музыкантов сегодня во всем мире велико как никогда.

Но, многие из них поддерживают теории фатальности и не развивают свои способности, полагая, что хорошую музыку можно сочинять только имея талант, а исполнители не находят в себе сил дойти до нужного уровня развития навыков.

И здесь мы подходим к тому, что невозможно говорить о музыкальном таланте или музыкальных способностях без рассмотрения личности музыканта целиком.

Имея хорошие задатки не каждый готов потратить 10 лет на развитие техники игры, не у всех хватает сил сочинять тысячи песен или композиций для того, чтобы добиться хорошего уровня. Все хотят получить все и сразу.

Парадоксально, что высокий уровень развития музыкальных навыков в сочинении музыки или песен не является чем то недостижимым, но достижение его это всего лишь первый шаг к музыкальному успеху.

И многие опять же путают высокоразвитые музыкальные способности и способности к продвижению своего творчества.

Только в США каждый год с факультетов сонграйтинга выпускаются тысячи выпускников – уровень их песен ничем не отличается от уровня тех песен, которые находятся в списках биллбоард.

Лично я знаю около 10 человек, песни которых в 100 раз лучше того, что сегодня популярно.

Кроме того также не нужно забывать, что существуют и чистое искусство – музыка, которая не создается для масс или цель которой служить развитию искусства, как такового.

И последнее наглядное доказательство в пользу того, что развитие любых навыков приводит к успеху это советская система образования.

В СССР вузы выпускали невероятное количество композиторов, и большая часть из них добивалась успеха. Нет ни одного композитора, который бы получил образование и сочинял плохую музыку. А система распределения заказов на музыку позволяла таким композиторам как Софья Губайдуллина или Эдисон Денисов заниматься чистым творчеством не задумываясь о конъюнктуре.

Подводя итог: Музыкант должен думать не о наличии у себя таланта или его отсутствии, а о правильном и целенаправленном развитии музыкальных способностей. А рассуждения о божественной искре или таланте лучше оставить обывателями и музыкальным критикам.

23.06.2022

1 комментарий (-ев) к статье "Что такое музыкальный талант?"

  1. Вдохновлён!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture