• Корзина пуста.

Джазовая гармония (часть 3)

Продолжаем рассматривать Типы движения аккордов в джазе.

Первая и вторая части здесь:

https://study-music.ru/dzhazovaya-garmoniya-chast-1/

https://study-music.ru/dzhazovaya-garmoniya-chast-2/

Движение терциями в диатонических последовательностях создает продолженное звучание, так как происходит чаще всего внутри одной функциональной группы. Между аккордами терцевого соотношения максимально близкое родство, которое объясняется наличием 3 общих звуков. Чаще всего в джазовой гармонии движение терциями направлено вниз:

Сmaj7 – Am7 – Fmaj7 – Dm7 – X- G7-Em7

Проанализируем характер звучания этих пар септаккордов.

Движение от I к VI – один из самых распространенных вариантов движения в любом гармоническом языке. Здесь мы слышим типичный вариант продолженного звучания. Стабильная тоника сменяется открытой мягкой тоникой без какого-либо стремления к движению. По сути, мы можем без проблем остаться на аккорде 6 ступени и он начнет звучат как новая тоника.

Движение от VI к IV – смена функциональной группы, переход от тоники к нестабильной субдоминанте. Это функция движения, то есть такой переход создает стремление гармонии к дальнейшему движению.

Движение от IV к II – движение внутри нестабильной функции субдоминанты, усиливает ощущение движения и может подводить к кадансу.

Движение от II к VII  –  в джазе не используется внутри диатоники, но может встречать в отклонениях. Внутри диатоники не создает нужной окраски.

Движение от VII к V – аналогично.

Движение от V к III – смена функции, разрешение доминанты в тонику. Однако помним, что третья ступень это неполная тоника.

Движение от III к I – встречается редко, звучит как движение внутри одного аккорда. По сути, переход от открытой тоники к закрытой.

Движение по терциям вверх возможно только от I к III, что даст нам движение внутри функции с небольшим импульсом к движению. Остальные варианты движения достаточно неопределенные по звучанию (III-V, V-VII, VII-II, II-IV, IV-VI,VI-I), поэтому в джазе встречаются в виде исключений. Интересно, что те же обороты часто применяются в рок-гармонии модального типа.

Квинтовое движение

Нисходящее движение квинтами в джазе является одним из базовых. Такие ходы основаны на законах гармонического тяготения и модальных функциях устоев, звучат тонально, однозначно и узнаваемо.

Так как аккорд 7 ступени в джазе не используется, то получается такая цепочка аккордов:

III VI II V I IV

Em7 Am7 Dm7 G7 Cmaj7 Fmaj7

Этот оборот называется гармоническими качелями

Движение III VI  –  переход от открытой тоники к другому варианту открытой тоники, по сути, движение в рамках одной функции. Функция продолжения движения

Движение VI II – переход от тоники к субдоминанте. Функция движения, смена устойчивости неустойчивостью

Движение II V – классический оборот SD переход от нестабильности к максимальному напряжению.

Движение V I – разрешение в тонику, автентический каданс и смена функции. Функция разрешения, остановки, завершения.

Движение I IV – смена функции, переход от устойчивой функции к неустойчивой, функция движения.

Движение в обратном направлении, по квинтам вверх дает нам такой ход

IV I V II VI III

Fmaj7 Cmaj7 G7 Dm7 Am7 Em7

Движение IV I – плагальный каданс, разрешение неустойчивой функции в устойчивую.

Движение I V  – движение от тонике к доминанте, импульс

Движение V II – движение от доминанты к субдоминанте, запрещенное в классической гармонии создает эффект реверсивного движения, функцию регрессии

Движение II VI – частичное разрешение субдоминанты в открытую тонику, функция неполного разрешения, звучание зависит от контекста дальнейшего движения.

Движение VI III – движение внутри тонической группы, функция продолженного звучания.

09.01.2021

0 комментарий (-ев) к статье "Джазовая гармония (часть 3)"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture