• Корзина пуста.

Его величество свинг

К проблеме классификаций разного рода ритмов, пульсаций можно обращаться, наверное, бесконечно. Здесь и полиритмия и полиметрия, таблицы ритмов, характерные ритмические фигуры танцев, guajeo, clave, tala и Lehara в индийской музыке (подробнее о этих понятиях читайте в цикле статей про рифф) и многие другие ритмические матрицы. Однако, современная музыка немыслима без такого понятия как свинг, поэтому было бы глупо не посвятить этому понятию статью.

Странно, что я до сих пор еще не касался этой темы в своих статьях – причина наверное в том, что с одной стороны о свинге вроде нечего писать – ритмическая пульсация – бери осваивай. С другой стороны, иррациональная, по сути, природа данной пульсации позволяет рассуждать о ней часами и проводит множество часов в экспериментах по смешению второй восьмой или всей фигуры и т.д.

Обычно под свингом подразумевают определённую пульсацию, однако, это очень упрощённый взгляд. Свинг – это целая философия, не даром целое направление в джазе получило такое же название.

Свинг это особая полиритмическая пульсация, основанная на противопоставлении 4х и 3х – и также ритмическое чувство или groove. Для большинства джазменов свинг это неуловимое понятие, скорее что-то интуитивно, что приходит с опытом. При том, это понятие применимо не только к отдельным солистам, но и коллективам. Также, как про рок-группу говорят, что она играет драйвово или есть “кач”, также и у джаз-банды может быть чувство свинга и тогда американцы говорят is really swinging, либо этого чувства нет и тогда уже выражаются нецензурно 🙂

Сам термин свинг довольно противоречив и очень часто используется как синоним понятия groove. Главной особенностью свинга, которую подчеркивают любые издания и словари это способность вызвать движения ногой либо головой в такт музыке, то есть определённого рода танцевальность. Самих же джазменов как известно “ломает на сцене”(об этом немного позже).

Таким образом, можно выделить две составляющие свинга – с точки зрения ритма – это опора на полиритмию, а со стороны слушателя – это желание танцевать и двигаться.

Swung note и shuffle

Эти понятия воплощение понятия свинг в музыкальной практике. То есть, та пульсация о которой я говорил выше.

В целом, эти понятия обозначают такой вариант интерпретации обычных восьмых, при котором всегда первая нота длиннее первой. В некоторых случаях это обычная фигура вида:

Соответственно при такой интерпретации стирается разница между трехдольным (12/8 и 4х дольным размером) – особенно это явно при математически точном исполнении длительностей и при правильном сопоставлении ритм-секции и партии солиста.

Стандартно такой ритм записывают восьмыми (в быстром темпе):

Либо затриолено,

что более наглядно, но неудобно при чтении с листа и сбивает с толку классических музыкантов поскольку инстинктивно они воспроизводят эту фигуру дословно, то есть математически точно (shuffle). Главная проблема здесь в том, что математически точное воспроизведение очень редко применяется только в современных вариантах  shuffle блюза, а классический shuffle имеет тенденцию к ускорению второй и четвертой четверти.

В чистом свинге степень удаленности первой восьмой от второй варьируется в зависимости от темпа. Чем быстрее темп тем ближе ноты к другу другу, а в медленных темпах они могут изменятся даже в рамках одного такта (послушайте Since I’ve been loving you Led Zeppelin).

Послушайте 4 варианта ритма с разной степенью свингованности:

  1. Соотношение длительностей 1:1 то есть восьмая равна восьмой обычная пульсация пример 1
  2. Соотношение примерно равно 3:2 классический свинг или shuffle Пример 2
  3. 2:1 триольная четверть и триольная восьмая medium swing  пример 3
  4. 3:1 пунктирный ритм hard swing или hard shuffle пример 4

Главная идея всей афроамериканской музыки это мышление не по два, а по три. Это главная отличительная особенность, которую необходимо держать в голове при освоении любого стиля. Например, очень часто можно услышать неверное исполнение ритма румбы, который интерпретируют как 4/4, а на деле это ритм в 3/4 (а точнее ритм в размере 3/8 – но об этом в отдельном посте)

Влияние свинга прослеживается в музыке самых разных направлений. Широко известна разновидность Rossana Shuffle:

Это ритм из песни группы TOTO в котором явно прослеживаются джазовые корни.

Итак, свинг это целая вселенная, которая требует самого тщательного изучения. Анализируйте записи мастеров, слушайте джаз и экспериментируйте со смещением восьмой и у Вас все получится.

01.06.2024

8 комментарий (-ев) к статье "Его величество свинг"

  1. Вот и я, иной раз кажется, что поймал ощущение, а потом тупишь и не понимаешь, как же это получилось и куда ушло. Маловато практики – все хеви сожрал:) За примеры спасибос

  2. без свинга нет музыки

  3. “математически точное воспроизведение очень редко применяется только в современных вариантах shuffle блюза, а классический shuffle имеете тенденцию к ускорению второй и четвертой четверти”
    – это ещё что такое? Откуда такая информация и как это выглядит вообще, можно узнать?

  4. Информация из уст музыкантов живущих в штатах и проверенная на своем опыте. Математически точное воспроизвдение встречается у классических и особенно народных музыкантов, которые пытаются играть shuffle. Ускорение 2 и 4 четверти встречается повсеместно и в роке в частности. Имеется ввиду небольшие агогические движения в стороны этих долей с целью нагнетения ритма.

  5. А если рассматривать свинг как явление с физико-акустической стороны?
    Это ведь можно представить как некие фазовые сдвиги исполняемого солистом или группой оркестра (мелодия, хорус или риффы)относительно граунд-бита. Может быть множество вариантов забегания или отставания фронта волны, несовпадения огибающей и т.п. У каждого солиста ,группы сайдменов своя атака. В истории есть факты изучения свинга на осциллограммах.

  6. Слышал фразу :”Был на концерте Элвина Джонса – он четверти играет, и уже свинг!” Что так можно было?

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture