Если классифицировать песни с позиции мелодического начала, то можно выделить 2 большие группы песен.
Первая это песни завязанные на мелодичности. В них мелодия очень лиричная, цепляющая, индивидуальная.
Вторая группа песен это нейтральные в мелодическом отношении, но очень яркие по ритму и груву.
Поговорим о первой группе песен.
Что делает мелодию этих песен запоминающейся и выразительной?
Выделим очевидные характеристики:
- Диапазон – мелодичные песни не строятся вокруг 3-х нот, а охватывают диапазон, который, как минимум равен октаве
- Интонация. Хорошая мелодия обязательно выражает какую то однозначную музыкальную мысль через интонацию. Для поп музыки это чаще всего запоминающийся интервальный ход, мотив, реже фраза.
- Повторяемость. Повторение интонации и мотивов это отличный способ закрепить мелодию в сознании слушателя.
Таким образом, если вы хотите создать мелодию, которая останется в сознании слушателя, то вам нужно сконцентрироваться на этих элементах. Разберем их детальнее.
- Диапазон
Песня это прежде всего форма существования мелодии и текста, то есть при создании музыки автор всегда учитывает и семантическое содержание текста. В повседневном общении мы используем разные интонации для обозначения эмоций. Вспомните такие фразы, как “не говорите со мной таким тоном” или “на полтона пониже, пожалуйста”.
В музыке мы можем передавать эти интонации с помощью более высоких или наоборот низких звуков.
Если вы поете в низу диапазона фразу “любовь моя”, то очевидно, что она не будет восприниматься, как эмоциональный крик.
Если же спеть ее на самых верхних нотах, то эффект будет противоположный.
В речитативной мелодике таких возможностей нет, поэтому она подходит больше для нейтральных текстов либо в том случае, когда музыка дополняет образ текста.
В любом случае мелодии широкого диапазона позволяют создать более мелодичные и запоминающиеся линии, так как приближены к реальной человеческой речи.
2. Интонация
Интонация – достаточно сложное понятие, которое у многих ассоциируется исключительно с интерваликой мелодии. Однако известно большое количество песен, в которых основа интонационности это ритмика или фразировка. С технической точки зрения здесь важны 3 компонента:
Мелодический контур, ритм и метр (который определяет типы мотивов, а следовательно фразировку).
С художественной позиции интонации делим на индивидуальные, бытовые и нейтральные.
Большинство начинающих авторов используют интонации, которые привычны их слуху – это нейтральные интонации. В результате мелодия песни не запоминается, даже если написана в соответствии со всеми правилами.
С другой стороны, использование чрезмерного количества индивидуальных интонаций приводит к смысловой перенасыщенности мелодии.
Поэтому для небольших форм идеальным будем наличие 1-2 ярких интонаций.
3. Повторяемость
Несмотря на очевидность этого компонента современной мелодики, многие просто забывают о нем.
Нет ничего плохого в том, чтобы повторить музыкальный материал 1-2 раза. Главное не повторяйте его больше 3-х раз в одном проведении.
Я думаю вам известны надоедливые песни, в которых припев повторяет 4-5 и более раз в качестве заключения песни.
Это типичный пример плохого формообразования.
Вспомните любую известную мелодию и для вас будет очевидным тот факт, что для ее запоминания вам не нужно было ее слушать 10 раз. Запоминаемые мелодии, как правило, не требуют многочисленных повторений для того, чтобы слушатель их запомнил.
Здесь скорее важно сочетание всех элементов о которых мы говорим + конечно же текстовый хук.
nCFa