Сегодня структурируем некоторые из методов, с помощью которых я обучаю импровизации. Естественно, что я не могу всего уместить в одну статью, поэтому это будет своего рода конспект моих идей относительно освоения импровизации. В первой части поговорим об ошибках при освоении импровизации.
Какие наиболее распространенные ошибки в освоении импровизации я встречаю у учеников?
1. Отсутствие системы
Это проблема, как профессиональных, так и непрофессиональных музыкантов. Казалось бы, многие знают, какие гаммы использовать, как обыгрывать аккорды, приемы, заучивают лики. Но все это делается бессистемно и по наитию. В результате годы потраченные в пустую. Здесь нужно следовать одному простому правилу – если какой то прием или знание не работают сразу же или Вы их не можете применить через неделю (максимум), то либо стоит отложить изучение данного приема, либо вообще исключить его из своего арсенала выразительных средств.
2. Игра по навязанным правилам
Многие музыканты слишком увлекаются копированием. Например, кто хочет играть слишком быстро, кто-то наоборот мелодично. Соответственно и занятия выстраивает вокруг этих ориентиров. Здесь, как мне кажется, нужно идти от обратного – найти свой стиль, звук – заглянуть в себя и посмотреть, а что у меня лучше всего получается при игре на инструменте? Многие известные музыканты не умеют импровизировать быстро или в определённых стилях, но являются иконами жанра. Если у Вас легко выходят разные шумовые эффекты или лирические мелодии, то зачем тратить часы на заучивание раз, которые в 90% случаев Вы никогда не примените. Типичный пример Miles Davis – во времена бопа пытался равняться на старших товарищей, но особой славы не получил. Как только он понял, что техника не его конек и сконцентрировался на звуке, то сразу же все изменилось
3. Больше значит лучше
В продолжение предыдущего пункта. Как только Вы поняли, в чем Вы лучший концентрируйтесь на этом в Ваших занятиях. Принцип 20/80 в музыке также работает. Откажитесь от ненужной информации и упражнений. По факту 80% из них никогда Вам не пригодятся. В импровизации намного важнее понимание стиля и внутренняя убежденность в своей правоте. Как у Орнета Колмана, который понятия не имеет, что играть и когда. Здесь не нужно сразу же срываться в авангард. Если Вы действительно мастер абстрактной музыки, то без проблем. Однако большинство музыкантов под авангардном понимают бессвязный набор нот. Например, мой конек это осознанная и обдуманная игра я хочу все понимать и знать. Соответственно я концентрируюсь на понимании процесса импровизации. У Вас может быть свое видение. Главное, чтоб оно было.
4. Я гитарист, я басист, я пианист – и т.д.
Думаю, Вы поняли, о чем я. Как только вы замкнулись в рамках инструмента, развитие замедляется. Обратите внимание, что многие пособия по импровизации предназначены для всех инструментов. Это значит, что Вы должны сначала понять, а затем уже применять. Все приемы импровизации должны быть в голове, а потом в пальцах.
5. Пренебрежение к базовым упражнениям.
Казалось бы, сотни, раз сказано – проиграйте во всех тональностях, выучите все интервалы, проработайте ритмы и т.д. Но на деле 80% опрошенных музыкантов с трудом могут назвать ноты, например в Eb миноре максимально быстро. А ведь без этого сложно говорит о профессиональном владении инструментом вообще. Также очень часто выполняют упражнения механически, что лишний раз усугубляет проблему.
В следующей части я расскажу о том, как я вижу процесс освоения импровизации.
Толково.
Коротко и ясно.
Спасибо за разумные советы. Ещё ни один из моих преподавателей не концентрировал моё внимание на отсутствии системы. Напротив – все говорят: учите фразы, в нужный момент вы их вспомните. Но если они и вправду не вспоминаются, то зачем тратить время на их заучивание? С другой стороны, мне всегда казалось, что разучивание чужих соло и заучивание фраз хотя бы просто развивает импровизационное мышление, даже при отсутствии системы
Чем больше читаю статьи Дениса, тем больше очень глубоких идей нахожу! Они вроде и на поверхности всегда были, но когда они чётко сформулированы, и в таком количестве — всё становится по-другому!
По поводу, например, важности наличия понимания. В своей кибер-спортивной молодости я заметил, что все наши чемпионы, в первую очередь, имели понимание того, что делают. Оно местами легко могло быть странным или неправильным — например, две часто встречались две противоположных и, скорее всего, взаимоисключающих точки зрения. Но факт в том, что, пусть в определённой мере и неправильное/странное — понимание игры у них всегда было! И этим они и отличались от тех, кто занимал места ниже.
Хорошая статья.
Мне как человеку, последние годы в основном как раз импровизирующему, было приятно прочесть. Так держать! 🙂
“если какой то прием или знание не работают сразу же или Вы их не можете применить через неделю (максимум), то либо стоит отложить изучение данного приема, либо вообще исключить его из своего арсенала выразительных средств”
Вот поэтому в моем арсенале ноль средств!