Сегодня практическая статья, в которой я собрал для вас варианты схем для модулирования и отклонений, которые популярны в современной музыке. Данные схемы систематизированы в виде кадансов, так как чаще всего кадансовые формулы используются для смены тональности.
Вы можете использовать эти схемы, как для расширения звучания аккордовой последовательности внутри построения, так и для смены тональности между частями формы.
К каждой схеме я дам краткие пояснения.
Итак, поехали!
- Уменьшенный аккорд, как замена доминанты
Многим знакома модуляционная формула типа V-I для новой тональности (например, Am -A- Dm). Такое звучание является достаточно традиционным и узнаваемым, но что если использовать более продвинутый подход?
Я думаю вы знаете, что любой септаккорд можно легко представить в виде более сложного альтерированного аккорда, особенно если такой аккорд используется для модулирования.
Конкретно нас будет интересовать одна из версий нонаккорда, а именно аккорд с пониженной ноной.
Несложно заметить, что верхний осколок этого аккорда является аккордом dim.
Для аккорда E7#9 это G#dim, а также Bdim, Ddim и Fdim. Любой из этих аккордов можно использовать для модулирования.
Например, вместо модуляции через доминанту типа:
C – G – E7 – Am
вы можете использовать такое движение
C – G – Fdim – Am
или
C – G – Ddim – Am
Что дает более интересное звучание и возможность поработать с голосоведением.
2. Фригийский каданс
Фригийский каданс, как понятно из названия, основан на использовании движения IIb-I.
При использовании этого подхода возникает звучание на стыке модальности и тональности.
Особенно это хорошо работает для отклонения в далекие тональности.
Например, вы хотите перейти из Bbm в C мажор. Используя фригийский каданс можно получить такое движение.
Bbm – Gb – Ab- Db- Cm- G -Cm
3. Эолийская каденция
Эолийской каденцией называют движение VII-I в натуральном миноре. Для использования этого движения в отклонениях лучше всего использовать такое сочетание тональностей, при котором VII новой минорной тональности будет новым аккордом для исходной.
Например, в тональности С мажор нет аккорда D.
Поэтому отлично будет звучать отклонение вида С-G-Am-[D-Em]
Близка по звучанию эолийской каденции миксолидийская (VIIb-I в мажор).
Ее можно использовать также как эолийскую.
Например, C-Am-F-[G-A]
4. Минорная плагальная каденция
Здесь в качестве основного оборота используется движение IVm-I.
Аккорды IVm ступени характерен для гармонического мажора и обладает большим тяготением в тонику за счет наличия полутонового тяготения между VIb и V ступенями лада.
Данный аккорд имеет лирическое, мягкое звучание.
Движение IVm-I используется в основном для возврата или модулирования в мажорную тональность.
С помощью этого движения легко переходить в тональности с разницей на 4 знака.
Например:
С – G – Am=IVm-E
И дальше движение продолжается по E мажору.
Достаточно часто такие варианты можно найти у Beatles, Oasis, Элтона Джона.
5. Мажорно-плагальная в миноре
Данный вид движения является (IVM-I или D-Am/D7-Am), по сути, аналогией предыдущего только для минора.
Такой ход создает дорийское звучание и может использован для перехода из мажора в минор и из минора в минор.
Похожий вариант можно услышать в песне Джона Леннона “Girl” перед словами She’s the kind of girl
Идет движение в Eb:
Eb- Gm -Fm – Bb(=VI для Fm) Fm-C
Продолжение в следующей статье…
0 комментарий (-ев) к статье "Идеи для смены тональности в вашей композиции"