Давно в голове родилась идея о разделении музыкантов по виду предпочитаемого творчества. Ну и поскольку любая идея не даёт мне покоя до тех пор, пока я не изложу ее в виде статьи, то сегодня избавляюсь от этой идеи.
Итак, в чем суть идеи?
Уже достаточно давно я заметил невидимое противостояние двух колонн музыкантов (если можно так выразиться). Первый – это музыканты, которые очень тщательно готовят музыкальный материал, что называется до каждого ц. Это касается как чужого материала, так и авторского. Разумеется, в данном случае речь больше идёт о эстрадно-джазово-роковых музыкантах, хотя в некоторой мере применимо и к классической школе.
Данный тип музыкантов концентрируется на мелочах и вылизывает все детали исполнения вплоть до звука гитары и т.д.
К примеру, если подойти перед концертом к такой группе и сказать давайте с Вами джэманем или еще что-то в таком духе, то можно увидеть очень показательную реакцию в виде недовольных взгядов или фраз типа: ”ну надо подготовиться, а мы не репетировали” и т.д..
Из известных музыкантов, которые используют данный подход можно выделить Iron Maiden,Metallica(в меньшей степени),Dream Theater.
Другой тип музыкантов – это джазовый тип. То есть готовиться минимум в виде цифровок и общих контуров формы – если дело касается своего материала, и снимают только основные партии из чужого. Все остальное отдано на волю случая и профессионализма. Это качается не только джазовых стилей, но и рок, фанк и прочих стилей.
Каждая категория музыкантов имеет веские доводы в защиту своего метода (ну а кто из нас не имеет:)?) Однако если подойти к вопросу без критики, то можно установить несколько интересных фактов, которые примеряют оба лагеря.
Для начала нужно выдвинуть два следующих метода: импровизация и композиция.
Отделив композицию от импровизации, мы без труда сможем понять методы и принципы каждого направления.
Но для начала решим следующий вопрос – насколько закономерно разделение композиции и импровизации?
Если понимать под композицией метод организации музыкального материала во времени сформировавшийся в Западной Европе и родивший такие жанры, как соната, симфония и т.д. (которые, кстати появились из импровизационных жанров средневековья),то разграничение будет понятно.
Роль композиции, как метода организовывать хаос. Импровизация же в некоторой степени хаотична и стихийна.
Если смотреть еще дальше, то композиция управляется временем, поскольку имеет ограничение в звучании именно во временных рамках. Импровизация же не имеет таких рамок, то есть импровизация управляет временем.
Таким образом, каждый метод имеет свои плюсы и минусы(данные понятия естественно условны).
Импровизация стихийна и похожа на человеческую речь, но с точки зрения формы не может соревноваться с композицией. В композиции форма кристальна и понятна, начало может быть связанно с концом, середина с началом и т.д. Музыка здесь организуется формой.
В импровизации – само ее “тело” является формой и управляет ей.
Естественно, что здесь нужно поднять вопрос о таком явлении, как использование импровизации при сочинении музыки.
Для начала нужно определить какой метод будет применен для законченного произведения. Возьмем классический пример: с помощью импровизации будем сочинять композиционное произведение (так очень часто работал Бах).
При минимальном вмешательстве композитора все, что нужно сделать – это придать импровизации форму, выделить темы, убрать лишние элементы. Например, для импровизации характерно обыгрывание аккордов, непрерывность потока, многократные кульминации. Естественно, что в композиции этого быть не должно, поскольку будет восприниматься, как недоработка автора.
Получается, что здесь мы идем путем – отсекая все лишнее.
В обратном методе – когда мы из композиции создаем импровизацию – мы соответственно будем добавлять, то “лишнее”, что убирали в первом случае.
Такие приемы можно найти в обработках классики джазовыми музыкантами, при исполнении рок-музыкантами студийных произведений.
Теперь ответ на главный вопрос, – какой тип музыканта первичен?
Естественно, что, как и во всем здесь нужна золотая середина. Поскольку каждый жанр и стиль музыки требует разного подхода, то музыкант должен в равной степени владеть и импровизацией, и быть в состоянии играть заученный текст. Например, сложно представить себе симфонический оркестр, который будет импровизировать симфонию, здесь от музыкантов требуется точное исполнение воли дирижера. (В качестве примера можно привести тех же музыкантов из Dream Theater,которые в равной степени использую оба метода)
С другой стороны многочисленные случаи исполнения джазовых импровизаций по нотам лишний раз доказывают, что такая музыка звучит по-настоящему только тогда, когда музыкант создает ее здесь и сейчас. В этом, кстати, состоит главная проблема классических музыкантов пытающихся играть джаз. Не в ритме и подаче, а в умении импровизировать, поскольку все остальное легко познается при условии умения музыканта импровизировать.
Импровизируйте и сочиняйте музыку.
Жду Ваших комментариев.
полезная мысль. если создаешь из импровизации композицию – то убираешь лишнее, а если наоборот – то добавляешь “хаотичности”. все классные мелодии и получаются из импровизации. импровизация просто необходима в композиции.
У меня обычно все мелодии рождаются из импровизаций. Но это катастрофически трудно – запомнить свою импровизацию, да потом ещё и отрезать всё лишнее… А потом ещё и повторить с тем же настроением без “лишних” частей… Ведь импровизация тем и хороша, что сохраняет настроение, чувства, которые повторить уже невозможно.
Артем, для вашей проблемы давно есть простое решение. ninjam.com -Джемы в реал тайме с музыкантами со всего мира. После игры на сайте остаются записи которые можно послушать. Описание программы (совершенно бесплатна) и процесса установки есть на форуме gitarplayer.ru
Спасибо за интересную статью, Денис.
У меня тоже работа над композицией тесно связана с импровизацией. И я замечал, что, отсекая так называемое “лишнее”, композиция утрачивает изначальный шарм импровизации, душа покидает музыку, выстроенную строго по канонам и метроному.
-Я не согласна с некоторыми положениями относительно импровизации… нет таких импровизаторов, которые бы сразу стали и начали импровизировать какую-нить тему, строгая импровизация (на заданную гармонию) – есть не что иное, как вариации классического материала… Музыканты-импровизаторы изучают сперва тему, которая будет служить отправной точкой (гармонию) потом начинают ее обыгрывать каждый аккорд, например,Dm-определеным ладом (дорийский), С+7(ИОНИЙСКИМ) то есть всеми 15 -ти видами ладов. Но, чтобы импровизировать нужно, быть подготовленным не только технически, но и быть музыкально одаренным… Мне не очень нравиться импровизация современная, какая-то механичность получается, что фуга:)Вот послушаешь наших музыкантов, которые импровизируют знакомые темы, (даже романсы) и удавиться хочется. И еще: – с каких это пор гармония стала каждого типа мнящего себя великим и вносящим путаницу в классическую гармонию. Все, что обнаруживается в современной (классической и джазовой) музыке уже давным-давно есть в классической гармонии. Ничего нового в гармонии нет. Другое дело, что разрабатывают свою методологию… Опять же на основе классической гармонии. Послушайте современные песни, хиты-их просто отвратительно слушать, потому, что угадывается прогнозируемый стиль, заложенный в машинах, она (музыка) и не может быть живой. Все за человека делает машина (но это уже другая тема). Извините за прямолинейность… Согласна с Вами, что нужно изучать классическую гармонию. А тритон-он и в Африке тритон (как доллар:)
Я согласен С Юлией. Импровизация и есть импровизация на уже заданную тему,ритм,гармонию. и насколько хороша эта импровизация зависит от того насколько ты образован и технически подготовлен.
Импровизацию надо бы записывать хотя бы на диктофон,потом брать красивые фразы из нее и использовать их для своих композиций