В настоящее время искусство импровизации является очень популярным среди музыкантов. Достаточно хорошо изучены техники импровизации, принципы работы мозга, разработаны методики освоения импровизации. Однако есть один аспект, который практически не изучен и о котором, как мне кажется не принято говорить.
Это формирование мышления и личности импровизатора.
Большинство пособий по импровизации направлены на освоение технических аспектов, таких как гаммы, фразировка, опевания, работа с ритмом и т.д. Конечно все это очень важно, но без формирования правильного внутреннего состояния импровизатора это всего лишь набор теоретических инструментов.
Итак, что же это такое состояние импровизации?
На самом деле ответ очень прост, но в тоже время сложен для реализации.
Большинство проблем, которые возникают при импровизации это проблемы мышления. Очень часто мысли импровизатора напоминают мартышек в клетке. Он думает — какой сейчас аккорд? Какую гамму сыграть? А какая следующая нота? А что я сейчас сыграл? и т.д. В результате мысли находятся то в прошлом, то в будущем.
Единственное же верное состояние, которое должно быть у импровизатора это состояние сейчас.
Это и есть первое и главное условие освоения импровизации.
Для большинства людей это довольно сложно. Возможно по этой причине многие импровизаторы принимали различные стимуляторы, так как это гораздо проще, чем заниматься развитием мышления и медитацией. Однако, как вы понимаете это путь совсем не в том направлении.
Важность состояния здесь и сейчас для музыканта неоспорима, поэтому освоению этого состояния нужно уделить не меньше внимания, чем работе над упражнениями.
Главное преимущество здесь в том, что концентрируясь на внутреннем состоянии Вы получаете плюсы:
- быстрый прогресс в импровизации
- вы сразу же формируете свой уникальный стиль импровизации
- обретаете уверенность на сцене.
Рассмотрим эти пункты подробнее:
Быстрый прогресс — здесь можно выделить много факторов. Можно упомянуть и коллективное бессознательное, работу подсознания. То есть научившись быть здесь и сейчас, вам не нужно будет думать над мелодическими идеями — вы просто будете знать, что нужно сыграть. Это действительно работает. Все что вы прорабатываете во время занятий, будет гораздо проще и органичнее входить в ваши импровизации.
Уникальный стиль импровизации — когда музыкант концентрируется на себе, он неосознанно начинает выражать через музыку свой взгляд на мир (а не чужой, как это бывает при копировании других музыкантов). А поскольку каждый человек уникален, то и музыка будет получаться уникальной.
Уверенность в себе — мышление здесь и сейчас исключает саму возможность волнения, которое является результатом неправильного мышления. Таким образом, даже если вы не очень хорошо владеете инструментом, вы все равно сможете играть убедительно.
Важно и то, что данное мышление вы можете формировать в любой момент вашей жизни тем самым улучшать не только импровизационные навыки, но и влиять на многие другие аспекты вашей жизни.
Все правильно! Согласен на 100%!
как всегда интересная статья о духовном)) кажется, я давно спрашивал в комментах нечто подобное. типа иногда импровизация на один и тот же минус выходит а иногда не выходит. зависит от внутреннего состояния. и еще такой вопрос: по моему раньше ты говорил что нужно думать “что я играл ДО” и “что я буду играть ПОТОМ”. а теперь другая точка зрения. поясни еще Денис
Да!!! И мне очень приятно, что и Вы говорите об этом!!! Внутренне состояние – это очень важно!!! Я, например, в свое время долго мучился с одной песней, никак не мог ее сыграть “как надо”. И пробовал разобрать “нота в ноту”, и ритмику ее зубрил, и “задрачивал” – все без толку!!! И было так, до тех пор, пока я не узнал где-то историю этой песни. Я изучил это дело более подробно, и тогда примерно начал осознавать, что чувствовал автор, сочиняя ее. И тогда – о чудо!!! Процесс пошел. Конечно, идеально “в копейку” не получается, (я же не он), но как-то все же проще стало разбирать и многие другие песни, после того, как прочтешь “между строк”.
А по поводу собственной импровизации – здесь все очевидно. Музыка – это язык, и этим языком можно и нужно рассказывать то, что на душе. Многие гениальные музыканты рано или поздно, а начинают говорить о “душевном состоянии”, эмоциях и т.п.
Мне очень нравится тема данной статьи.
Люблю статьи на эту тему. Действительно, очень многие великие музыканты делают акцент на этом аспекте. Твоя музыка – это то, что ты есть, твоя философия, твой характер, твоё настроение. И чем лучше ты владеешь инструментом, тем ближе воспроизводимая импровизация к тому, что должно быть.
Думать о До и После нужно во время занятий, а во время импровизации быть здесь и сейчас. Ну кроме того я развиваюсь так что некоторые понятия могут расширяться
Денис как Вы считаете нот 7 или 12?
Здравствуйте Денис! Очень приятно, что Вы затронули такую интересную тему! Ваши строчки:”…даже если вы не очень хорошо владеете инструментом, вы все равно сможете играть убедительно.” для меня очень понятны, потому-что у меня такое происходило неодиножды! Для меня импровизация – это высшая ступень профессионализма музыканта, это выражение настроения человека! Если техника рук на музыкальных инструментах доработана до автоматизма, т. е. клавиши – продолжение пальцев (нажимать ту или иную клавишу – всё равно, что двигать нужным пальцем), ум здесь может занимать вторичную функцию, всё происходит спонтанно и ум не успевает проконтролировать, проанализировать и т. д. Все боевые искусства, танцы и др. стремятся дойти до состояния “автоматизма”, спонтанности и импровизации! Это соединение внутреннего и внешнего, это соединение души, ума и тела. И практикуясь в этом направлении можно стать, поистине, не только профессиональным музыкантом, но ещё и просветлённым человеком! Ваша статья мне очень понравилась и мне очень приятно иметь дело и общаться с такими интересными людьми как ВЫ! Спасибо Вам за поддержания нашего общения! Желаю Вам творческих успехов, вдохновения, Удачи и умножения желаемых результатов в Вашем творчесте! С Уважением, Виталий.
нот 17 – а звуков 12 в нашей системе координат. Это исключая дубль диезы и дубль бемоли
Все о чем говорится в статье, может и полезно для того, кто хочет впервые что то придумать. Теперь, прочитав, он будет рыться в себе, искать эти неповторимые ноты. Только, блин, их всего 7 и 5 полутонов… У талантливаго от природы человека, это само вырвется и песню напишет, когда душа захочет, а у кого не получается, не надо напрягаться попусту. Учился, я помню, один на баяне, видимо по настоянию родителей. Слуха нет, желания видимо тоже. Закончил он играть на инструменте, когда закончилось обучение в музшколе. Кому она нужна, такая музыка?
Сергей – вы по всей видимости не поняли посыл статьи не нужно рыться и искать – оно уже есть. искать это опять буть не здесь и не сейчас. ну впрочем как я и написал – это не всегда легко для понимания
“..нот 17 – а звуков 12 в нашей системе координат. Это исключая дубль диезы и дубль бемоли.”
эко тебя разобрало, парень:)
В каком смысле разобрало?
Музыка, это, как дивный храм…. Для того, чтобы постороить храм нужно определённое место, нужны знания точных наук: математика, геометрия, физика, в итоге архитектура…. Но наплнить этот храм, сделать его живым может только Нечто Духовное, а это таинство чувствознания, интуции и водительства Небесного.
Мы можем вызубрить теорию, сольфеджио, гармонию и другие музыкальные дисциплины, но творить музыку в моменте Здесь и Сейчас сможем только подключившись к космической розетке :).
Как чудесно, что теперь об этом говорят очень многие. Счастлив тот, кто постиг и получил доступ в Святая святых, кто может поймать эту восхитительную волну, здесь и сейчас…., это такой улёт….
Денис, спасибо, что Вы акцентируете эту тему, ибо без Вдохновения ничего настоящего не создашь.
А Его, Вдохновение всё же можно научиться слышать, именно отключаясь от суетливой “болталки” в голове, от своего же контроля.
К примеру, садишься за клавиши, ложишь руки на клавиатуру…. и всё…. перемещаешься в другое измерение….. это так здОрово! 🙂
Денис,насколько я понимаю,импровизация в отдельно взятой вещи есть не что иное как умение музыканта выжать как можно больше из данной темы или последовательности (примеры- Тони Аиомми,Джонни Винтер)и она всегда происходит на заданную тему ( основаня тема песни) и что будет,если я прямо посередине какой-нибудь 6-ти минутной композиции залезу в себя и начну ни с того ни сего выдавать отсебятину,не имеющую к контексту никакого отношения?? Ведь в любой импровизации присутствуют те же самые аккорды (плюс-минус модуляции),которые играются в песне,только они обыгрываются-только и всего.
Ведь в любой импровизации присутствуют те же самые аккорды (плюс-минус модуляции),которые играются в песне,только они обыгрываются-только и всего. – Ну это уж совсем поверхностный взгляд.Аккорды это всего лишь схема – можноо один аккорд обыграть тысячами способов. Тони Аиомми в качестве импровизатора вы хорош привели он как раз всегда играет отсебятину, которая мало привязана к контексту. Если вы действительно все делаете искренне то это будет звучать очень круто. но в целом ваше заявление для меня противоречево поэтому не могу на него однозначно ответить.
Я думаю в этом вопросе все зависит от вдохновения и таланта.
очень важно в этой связи развивать технику предслышания,пропевать фразы которые играешь во время занятий.Об этом вы по моему ещё не говорили.То что нужно играть здесь и сейчас обычно понятно,меньше ясности в том,как это сделать.
Да, нужно чувствовать, что у тебя получается при импровизации. Но качество импровизации зависит (только) от опыта исполнителя. Полагаю, что гораздо приятнее не думать о Космосе в процессе исполнения, а слышать классное уместное сочетание сыгранных нот в имеющейся гармонии и чувствовать при этом реакцию слушателей. Отталкиваться, так скажем, не только от собственного восприятия получаемого в данный момент результата, но и от эмоций слушателей. Т.е., как вести свой автомобиль со включенными фарами, а не вслепую.
Благодарю за рассылки. Все очень глубоко и просто. Гениально!
Мне кажется стимуляторы люди употребляют для того, чтобы наоборот оказаться где-то там, и от туда приносить в настоящее свои чувства.