По просьбе трудящихся:) начинаю записывать видеоуроки для самых начинающих с подробным разбором теоретических элементов. Надеюсь, что и опытные музыканты смогут получить ценную информацию из этих уроков.
В этом видео уроке рассматриваю музыкальные интервалы их разновидности. Простые, составные, консонансы и диссонансы.
Краткий конспект урока:
В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте.
По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические.
Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию). Мелодические образую мелодию.
Гармоническим называется интервал, оба звука которого берутся вместе, одновременно. Такие интервалы образуют аккорды (отсюда название).
Всякий музыкальный интервал обладает двумя измерениями: ступеневой величиной и тоновой величиной. Ступеневая величина интервала определяется количеством основных ступеней диатонического звукоряда, содержащихся в интервале, и выражается в названии интервала.
Тоновой величиной называется количество тонов или полутонов, содержащихся в данном интервале. Если от ступеневой величины зависит название интервала, то тоновая величина определяет вид интервала, отвечая на вопрос: какая терция, какая секста( большая или малая).
Все интервалы в пределах октавы (включительно) называются простыми. Простых интервалов по названиям (они уже приводились выше) всего восемь. Основными являются те интервалы, которые образуются между ступенями диатонического звукоряда, причем часть из них — прима, кварта, квинта и октава — имеют только один основной вид и называются чистыми.
Интервалы, относящиеся к другой части (секунда, терция, секста и септима), имеют по два основных вида и бывают, соответственно, большими и малыми. Исключение составляет стоящий особняком тритон, который образуется на двух ступенях натурального диатонического звукоряда и, в зависимости от своего местоположения, оказывается либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой. Таким образом, оба эти варианта тритона (звучащие в темперированном строе совершенно одинаково) также относятся к основным интервалам диатонического звукоряда.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Увеличенным или уменьшенным может быть всякий интервал, за исключением чистой примы, которая имеет нулевую тоновую величину и потому невозможна в уменьшенном виде.
Увеличенным называется такой интервал, тоновая величина которого на полтона больше его основного вида — чистого или большого, а ступеневая величина одинакова с ним.
Уменьшенным называется такой интервал, тоновая величина которого на полтона меньше его основного вида — чистого или малого, а ступеневая величина одинакова с ним.
Составными (или сложными) называются интервалы больше октавы.
Спасибо, очень полезная статья и видео. Правда в видео очень много оговорок. Дисонансы совершенные и не совершенные )) вместо консонансов. Ну и видно что не потексту а из головы. Можно запутать новичка (такого как я) правда я до этого читал теорию музыки и что-то уже знаю. Еще бы хорошо было рассказать что такое чистые интервалы… а то про них упоминули но не объяснили. Но все равно отличный материал.
Неточности возникают иногда,спасибо,что указали на них.Постараюсь перемонтировать и быть повнимательнее при монтаже.
Так что же такое чистые интервалы???
Чистыми являются все совершенные консонансы унисон,кварта,квинта и октава.То есть чистота говорит о консонансности(надеюсь правильно написал:)
Спасибо большое, все очень познавательно