• Корзина пуста.

Ионийский лад

Ионийский лад — родоначальник современного мажора, настолько привычен для современного музыканта, что наверное лишь немногие смогут объяснить чем же ионийский лад отличается от натурального мажора.
В первую очередь здесь нужно вспомнить об отличии модальности и тональности.
Ионийский лад модален, соответственно в нем только одна устойчивая ступень I. В мажоре I-III-V. Это косвенный признак, по которому можно отличить лад от мажора. Однако поскольку звуковой состав их одинаков иногда может возникать двойственное трактование.
Тогда можно обратиться к гармонии. Хотя в чистом ионийском ладу возможны любые созвучия не характерные для мажора и тональной системы в целом, однако есть ряд оборотов, которые характерны именно для ладового движения.
Это в первую очередь оборот II-I, а также III-I, IV-III и конечно же V-IV. Здесь естественно преобладание секундового сопоставления трезвучий.
Таким образом, можно выделить два главных признака ионийского лада:

1. Тяготение мелодии к одной ступени (устою)

2. Использование нехарактерных для мажора гармонических оборотов.

Например, вы можете гармонизовать обычную мажорную мелодия с помощью аккордов нетерцового строения или сочинить полифоническую пьесу на основе этого лада без опоры на функциональную гармонию. Тогда также можно говорит о использовании ионийского лада.

Также при обучении джазовой импровизации ионийским ладом обычно обыгрывают аккорды класса maj7 (обычно тонический).

Не запутывайтесь в понятиях и используйте теорию на практике!

]]>

23.03.2020

3 комментарий (-ев) к статье "Ионийский лад"

  1. А в каком смысле в мажоре V ступень устойчива?

  2. Похоже, на мой туповатый вопрос никто не ответит 🙂 Сформулирую иначе. Если, скажем, долго играть ноты из гаммы до-мажора, но оттягивать тонику, то выделятся другие устойчивые ступени но уже ля-минора: E, A – а также наособицу зазвучит B, как, видимо, близкая нота к C и ступени III. И чем тогда до-мажор лучше Ионийского лада, если без тоники с него сбивает на ля-минор?

    • Ионийский лад принадлежить модальной системе, а мажорный лад тональной. Если находиться в рамках мажора,то можно вообще практически не брать тонику, а оттянуть ее появление до каданса ( так люил делать мусоргский). в ионийском ладе любая более менее долгая нота становиться тоникой нового лада т.е. возникает ладовая модуляция. Сорри за долгий ответ.

Добавить комментарий для yem12 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture