• Корзина пуста.

Как читать цифровки и аккорды

Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.

В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.

 Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.

Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота A – самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета.  Также до появления темперированной системы звуков, в любой ладовой системе, независимо от реального звучания, нижнюю ноту обозначали буквой A. При появлении названий нот в виде ДоРеМиФаСольЛяСи -буквенная система была адаптирована под нее таким образом, что буква A стала обозначать ноту Ля.

Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A – ля – мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B – си, С – до и т. д.

Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.

Сразу обратите внимание, что нота B – это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.

Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.

Большие буквы обозначают всегда  мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F – говорим: “аккорд F мажор”. Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.

Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m – Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.

Любые видоизменения трезвучий рассматриваем как альтерированные. Для этого я использую знаки “+” и “-“, или, соответственно, “♯” и “♭”. Отсюда следует, что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда (поскольку уменьшенное трезвучие является, по сути, минорным с пониженной 5 – с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или ♭5.

Например, Cm-5 или Сm♭5

Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.

Я не использую обозначение ♯5 поскольку возникнет обозначение C♯5, то есть C♯ квинта, если же написать С5♯, то не понятно к какой ступени относиться диез, так как по правилам написания и чтения цифровок альтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например, С7♯9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение “aug” (увеличенное). Получаем С+5 или Caug.

Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов – это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.

Для их обозначения используются сокращения “add” – добавленая или “sus” – задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 – это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.

Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку  задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 – при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:

обозначается как С add♯11

Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:

Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда – Cmaj9 – Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.

Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) – как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.

Минорные септаккорды обозначаются как m7

Полууменьшенные 7♭5 или 7 -5

Малый мажорный септаккорд  просто 7

Уменьшенный  dim или o – например, С♯0

Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.

Замечания:

Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 – пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 – здесь все достаточно прозрачно.

Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 – причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:

Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9

Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.

Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.

Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре – для избежания неоднозначных трактовок.

При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 – это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.

Последнее обозначение – это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений – например С7/B♭ и политональных аккордов – A/B.

Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.

Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать  схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.

Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье

Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды

29.01.2022

20 комментарий (-ев) к статье "Как читать цифровки и аккорды"

  1. Формально, вроде бы, Cb5 (не Cmb5) может быть (CEGb), но звучит как-то некрасиво, хочется C#EF#, а это уже другая история. Как быть с таким случаем, не применять обозначение?

  2. C трудом представляю себе контекст в котором такой аккорд понадобиться обозначать цифровкой:) Для таких целей кстати некоторые использую знак обозначающий пропушенную ступень.Можно записать как C7b5 с пропущенной септимой.Другой дело ступень которая является пониженной пятой и на слух и теоретически будет звучать,как повышенная 4 – поэтому и отоббражать можно ее как add#4 наверное.

  3. А вообще я люблю использовать такой аккорд,например в ми миноре на VI ступени С-E-F# очень модно звучит)

  4. Денис, мог бы ты пояснить (или дать ссылку), почему “11 ступень чаще всего используется натуральная – то есть повышенная относительно мажорной гаммы”.
    Ведь к основному тону это есть “неблагозвучный” тритон, и почему вообще натуральная ступень является повышенной? Я считал, что в натуральном до-мажоре 11я (4я) ступень – это фа, а не фа-диез.

  5. Не могу согласиться с тем, что Н – си – это анахронизм, я заканчивал получать высшее музыкальное образование в 80-х годах и тогда, как и сотни лет до этого, Н – было си, хотя упоминалось,что си может быть обозначено и В, думаю, что так должно быть и дальше. К тому же, наверное, все знают, что у Баха есть произведение ВАСН, где его фамилия представлена, как си бемоль-ля-до-си, что же теперь надо править классиков? К тому же Бах не единственный музыкант, использовавший буквенные обозначения для передачи и литературного смысла нот…

    • Архаизм, так правильнее:) В классической теории музыки очень много архаизмов, и сохраняются они, потому что, музыка (в ее теоретической части) по-прежнему существует только для музыкантов. Например, архаизм – твердый знак на конце слов – существовал (почти) для всех русскоязычных людей, поэтому его несложно было исключить:) Дети в общеобразовательной школе пишут сочинения, но не пишут музыку, вовсе не потому что русский язык – это элементарная вещь, а музыка крайне сложна. А потому что нет нормальной человеческой теории для обучения детей в общеобразовательной школе. Я, в частности, такую теорию разработал и в ней используются только четыре понятия из классической теории музыки (помимо понятий нотного письма): нота, октава, диез (не как знак альтерации, поскольку понятия альтерации нет в этой теории музыки, а просто как способ уникального обозначения пяти нот из 12-ти) и аккорд (определение существенно отличается от определения классической теории). В частности, аккорд C7/6 обозначается так: C10,11 – потому что ноты ля и ля диез – это 10-ая и 11-ая ноты от базовой ноты до. Любой ребенок (это 2-ой класс общеобразовательной школы) может записать любой аккорд, какой ему понравится (кстати, внутри одной октавы можно записать 2 048 аккордов, а внутри двух октав 8 388 608 аккордов), и любой ребенок может легко этот аккорд прочитать:)

      • Интересно как вы своей теорией будете отвечать на вопрос откуда в F мажоре нота ля диез

        • 🙂 Это ирония? В любой аккорд можно добавить любую ноту. Разумеется в фа мажоре заведомо может быть ля-диез. Если вы добавляете ее четвертой нотой, то это просто F6.

          • При чем тут аккорд? Я вам про ладотональность написал откуда в тональности F мажор A#? Какая функция у этой ступени и куда она разрешается? Вы же целую свою теорию придумали! Значит ваша теория такое то явление может как два пальца объяснить

        • Разумеется. Это же очевидно. И я вам детально все это объяснил не один раз.
          Аккорд здесь при том, что вы здесь пишете об обозначениях аккордов.
          И это – музыкальная практика. А концепция тональности не имеет никакого отношения к музыкальной практике.
          Это просто факт, установленный экспериментальным путем.

  6. Для классической музыки конечно H – это си,а B – это cи-бемоль.Но я то пишу о современной музыке джазе,роке,фьюжн,электронике.Откройте любой секвенсор и увидите,что там си обозначена как B.Любая Американская музыкальная литература также использует B. Да и с точки зрения здравого смысла – логичнее использовать B.

  7. В нотной записи представленных аккордов допущена ошибка: вместо Cm+5 должно быть просто C+5

  8. Как, кстати, если секстаккорды (трезвучие с секстой) обозначаются А6, обозначить обращение трезвучий? или их пишут так же (просто A или Am), а как играть – это наше дело?

  9. В иллюстрации с аккордами от до почему-то увеличенное трезвучие обозначено как Cm+5. Но это уж скорее будет до-мибемоль-сольдиез, что бы это такое ни было. Причём написано-то выше иллюстрации всё верно: увеличенное трезвучие обозначается или Сaug или С+5, а вот с картинкой что-то не заладилось.

  10. Еще есть Нэшвиллская система обозначения аккордов, очень удобная.

  11. Для любителей дилетантов несколько сложно это понять.Не могли бы вы разжевать более подробно на видио,показывая непосредственно на инструменте.

  12. Ну до того не понятно прям пипец

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture