• Корзина пуста.

Как подобрать аккорды к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока Как подобрать аккорды к мелодии https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Разберём первый небольшой фрагмент.

Как подобрать аккорды к мелодии

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Как подобрать аккорды к мелодии

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Как подобрать аккорды к мелодии

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:


1.  Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.  

Нота си входит только в аккорд G

Нота ля входит в аккорд D

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D. 

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C. 

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Послушаем, что у нас получилось. 

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.


После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу. 
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.


Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях.  Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

09.09.2023

0 комментарий (-ев) к статье "Как подобрать аккорды к мелодии"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture