Гармония – один из самых важных элементов современной музыки. Можно без преувеличения сказать, что 90 процентов того что мы слушаем и создаем – музыка гармоническая. Гармония настолько естественная часть нашего слухового опыта, что даже человек не искушенный в музыке четко слышит различие между тоникой и доминантой.
Однако, ни смотря на то, что гармония важнейшая часть музыкального искусства, большинство музыкантов плохо понимают и разбираются в гармонии.
Проблема в том, что гармония это очень практичная часть музыки, т.е. вне художественного произведения изучение и понимание гармонии практически не возможно. Тем не менее, гармонию преподают как теоретическую дисциплину с огромным количеством условий и правил применения с детальнейшим описанием всех возможных соединений. В курс гармонии, как правило, входит гармонизация мелодии. Однако мелодии, которые предлагают гармонизовать, далеки от современной музыки.
В результате обучения данным методом, у музыканта закономерно возникает отвращение и непринятие гармонии. Для него она ассоциируется со скучной учебной дисциплиной. И как результат, музыкант не имеет ни какого представления ни о современной, ни о классической гармонии, не разбирается в последовательностях аккордов и следовательно играет бессмысленно.
Почему нам просто необходимо знать гармонию:
- Глубокое понимание музыки. Гармоническая составляющая, как я уже писал, важнейший элемент музыки. Знание гармонии предполагает осмысленное исполнение музыки.
- Развитие слуха. Запоминание стандартных ходов и понимание логики движения аккордов позволяет с легкостью подбирать любые гармонические ходы и предслышать движение гармонии.
- Композиционное мастерство. Гармоническая грамотность позволяет создавать более оригинальную музыку. Такие методы как перегармонизация, политональность, нетипичное движение гармонии, эллипс и др. помогут создавать Вам самые неожиданные гармонические ландшафты.
- Музыкальная память. Понимание закономерностей движения гармонии позволяет запоминать гораздо большее количество музыкальной информации.
С чего начать?
Если Вы осознаете что у Вас в голове бардак в плане понимания гармонии, то первое с чего Вы должны начать это теоретические аспекты. (Более подробно со всеми аспектами Вы можете ознакомиться в курсе Гармония 101 )
Начнем с определения.
Поскольку правила и функции гармонии меняются с течением времени, то и определение гармонии в разные времена имеет разные значения.
В современном мире определить гармонию можно как – СОЧЕТАНИЕ НОТ ПО ВЕРТИКАЛИ, ЧЕРЕДОВАНИЕ СОЗВУЧИЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ВЫРАЖЕННЫХ В ВИДЕ ТЕЗИСОВ ИЛИ ПРАВИЛ, А ТАКЖЕ МЕТОДЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЗВУЧИЙ И ПРАВИЛА СОЧЕТАНИЯ ИХ С МЕЛОДИЕЙ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО).
Гармония более позднее изобретение, чем мелодика и ритмика. Как полноценная часть музыки, гармония окончательно оформилась к временам классицизма. В гомофонно-гармоническом складе (фактуре), которая была характерная для 18-19 века, предполагалась подчиненная роль гармонии. Т.е. тип гармонического движения полностью зависел от мелодического движения.
Со временем, изыски в области гармонии привели к тому, что мелодия начала растворятся в гармонии и появились произведения, в которых гармония была первоосновой. Такие произведения построены на игре с фонизмом аккордов. Начиная от Дебюсси, такая музыка в течение века эволюционировала во всем известный Ambient, в котором наличие мелодии скорее исключение. Это своеобразная гармонийная музыка, т.е. гармония и больше ничего.
Другая сторона гармонии это появления многоголосия и полифонии. Это привело к тому, что в музыке средних веков также была гармония, только в ней отсутствовала внешняя логика движения. Это зарождение МОДАЛЬНОЙ гармонии. Также она распространена в музыке разных народов, роке и т.д.
Таким образом, первое, что нам необходимо усвоить на этом этапе это наличие двух основных видов гармонии: ТОНАЛЬНАЯ и МОДАЛЬНАЯ (существуют и другие разновидности, но понимание этих наиболее важно).
Тональная гармония – это гармония, имеющая четкую, можно даже сказать, математическую структуру и основанная на определённых закономерностях. Тоника, субдоминанта, доминанта – это те основные элементы, которые определяют практически всю систему функционирования гармонии, что у Бетховена, что у Ллойд Вебера, что у Гершвина.
Однако, если бы все было основано только на этих функциях, то проблем с освоением гармонии не было бы. Главные проблемы возникают при хроматизации и введении различных побочных доминант и субдоминант, наложите на это модуляции, отклонения, мажоро-минорные системы и принцип свободной тональности и Вы получите на сложнейшую разветвлённую систему, громоздкую и сложную в обращении.
Первая задача при освоении гармонии – четкое структурирование и понимание первооснов. Как только это сделано, мы начинаем с легкость парить в гармоническом пространстве.
Модальная гармония это совсем другой тип гармонии. Порой, очень легко спутать модальную гармонию с тональной. Например, если играть стандартный блюзовый квадрат:
T I T I T I T I S I S I T I T I D I S I T I D
трезвучиями, то это очень похоже на тональную гармонию с эллипсом. Однако в оригинале все играется септаккордами, что в итоге нарушает тональный баланс, поскольку каждый аккорд воспринимается не как доминантовый, а как результат вертикализации (т.е. разложения на аккорды) блюзовой гаммы.
Модальная гармония это результат превращения модуса (лада) в аккордовую вертикаль, движения которой регулируются не по правилами разрешений и тяготений, а по тому как “хотят” двигаться голоса.
Модальную гармонию практически не преподают, в редких случаях, как часть джазовой гармонии. Однако тенденции современной музыки показывают, что роль модальной гармонии огромна. Практически более 70% музыки рок направления построено на модальности.
По сути, модальная гармония более гибкая, поскольку имеет только одно правило горизонтальное движение важнее вертикального.
Попробуйте научиться различать тональные движения гармонии от модальных – это основа, с которой следует начать. Научившись отличать различные типы движения, Вы сделаете первый шаг на пути к усвоению гармонии во всех ее возможных проявлениях.
Хорошая статья, спасибо! Действительно, очень жаль, что при обучении музыкальной гармонии в муз.училище не говорят о модальной гармонии, и для этого нужен спец. курс по джазовой гармонии, хотя модальная гармония есть в современной музыке везде, не только в джазе… Сложно сформировать правильное музыкальное мышление при таком обучении, если из общей картины тебе показывают только маленький кусочек.