Мелодическое расщепление или скрытое двухголосие – технический прием композиции. Главная особенность его состоит в том, что в одноголосной мелодической линии создает ощущение звучания двух или трех голосов, что связано с эффектом слуховой инерции. Расщепление одноголосия на скрытое двухголосие происходит при использовании широких интервалов и контраста регистров.
Регистровое сопоставление является простейшим способом создать ощущение двухголосия. Как показывают опыты, большинство слушателей воспринимает быстрые мелодические движения в разных регистрах как независимые мелодические линии. Чем ближе мелодии, тем сложнее слушателю их идентифицировать и наоборот. Например, движение мелодий на расстоянии терции или кварты может восприниматься как одноголосие, но если расстояние между линиями превышает октаву, то разделение будет достаточно ярким.
Также важное значение имеет темп и тембр. Чем медленнее, тем слитнее звучат линии, даже если между ними есть большие скачки, так как слуховая инерция в таком случае сглаживается. Использование разных тембров для контраста может улучшать разделенность голосов, но в быстром темпе она будет в любом случае более очевидной.
Техника скрытого двухголосия наиболее активно используется при солировании инструментов. Непревзойденным мастером скрытого двухголосия был Бах. Например в Концерте для двух скрипок можем найти такой момент:
Так записана линия для исполнения скрипачем. Что мы слышим в реальности? При правильном исполнении линии будет похожа скорее на такое двухголосие:
Таким образом, то что записано в нотах не совпадает с тем, что мы слышим на самом деле.
Прием мелодического расщепления характерен для музыки многих стилей и народов. Например, такой паттерн исполненный без акцентуации используется в Африканской музыке:
По факту дает звучание 2х линий. Послушайте пример еще раз и сравните с такой нотной записью:
В басовом голосе слышим такую линию:
Расщепление мелодии используют и современные гитаристы, например в соло Vinnie Moore можно найти такой пример:
Частным случаем расщепления мелодии является техника риффов с выдержанным тоном, в этом случае слух воспринимает 2 линии – одну мелодическую, вторую как линию органного пункта. Такой подход является чрезвычайно популярным не только при создании риффов, но и при аранжировке современной музыки, в том числе электронной.
Пример риффа с педальным тоном из песни Paschendale Iron Maiden:
0 комментарий (-ев) к статье "Мелодическое расщепление"