Изучение формы в рамках данного курса будет обзорным, так как требует подготовки и достаточно количества занятий. Ждите полный курс по форме!
Форма достаточно сложная тема однако если отбросить огромное количество теоретической информации о музыкальных формах такой, как история форм, виды старинных форм, формы полифонической музыки и сконцентрировать на самой сути формообразования, то можно на начальном уровне ознакомиться с самыми необходимыми понятиями и структурами музыкальной формы.
Для композитора создающего свою музыку в современных условиях важно усваивать именно практическую часть формообразования, поскольку наиболее распространенной ошибкой практических всех музыкантов является неубедительность формообразования, особенно в произведения большой протяженности.
Это проявляется в двух крайностях недоговоренности и отсутствии развития и наоборот в обилии лишних и ненужных частей, которые не несут никакого музыкального смысла.
Форма как никакая другая дисциплина учит главному навыку профессионального композитора – зачеркиванию нот.
Умение охватить внутренним слухом все произведение также развивается изучение музыкальной формы.
Теперь разберемся с некоторыми понятиями.
Определение музыкальная форма говорит нам о многих вещах, которые могут описывать различные элементы музыки.
По-большей части форма и создает музыку, а до этого она просто набор звуков, аккордов и т.д.
Говоря о музыкальной форме мы можем подразумевать структуру произведения, его внутреннее развитие, строение темы или средней части, также мы можем говорить о логике развития или о художественном смысле всего произведения.
Легче всего описать музыкальную форму с помощью следующих пар:
материал – форма
форма – содержание
Сразу скажу, что разделение здесь условно, то есть нельзя сказать вот это материал, а вот форма, а вот содержание.
На самом деле это ощущается, но это нельзя описать словами.
Когда нет содержания или формы, то слушатель, а особенно музыкант слышит это, но иногда очень сложно сказать как это исправить.
Как показывает опыт нахождение причин, которые мешают построить логичное произведение помогает его возродить и кардинально преобразовать, но об этом позже.
Итак, посмотрим на пару материал-форма.
Вся сложность этой пары в их взаимном проникновении. То есть материал имеет свойство превращаться в форму, которая затем превращается в материал и т.д.
Рассмотрим на конкретном примере.
Звуки взятые в хаотичной последовательности не имеют формы. Организованные в виде лада они представляют собой зачаток музыкальной формы, однако различные гаммы становятся затем материалом для организации более крупных элементов формы (например периода).
И так до бесконечности.
То есть, к примеру, каждая часть симфонии может быть рассмотрена, как материал по отношению к целой форме произведения.
Главная цель пары материал-форма организовать Ваши навыки и знания аккордов, ладов, ритмов в более крупные ячейки.
Например аккорды образуют последовательность аккордов в мажоре, а следующая в миноре.
Получается новое звено формы из двух элементов это универсальный закон формы действующий на всех уровнях.
Вторая пара форма-содержание проявляется во всех видах искусства.
Здесь мы говорим о соотношении материальной, видимой (а в музыке и слышимой) стороны и нематериальной, содержательной.
Многие авторы сочиняют музыку не задумываясь о ее содержании, что в итоге приводит к засилью однотипных музыкальных образов, или их полному отсутствию.
Сами по себе музыкальные звуки несут абстрактный смысл и это не всегда плохо.
Однако когда автор сам не знает, что хотел сказать, то и слушатель теряется в догадках.
Посмотрите на работу великих композиторов.
Они очень редко сочиняют музыку просто ради музыки.
Если что-то сочиняется внезапно, то оно сохраняется в виде эскиза и затем используется для воплощения определённого замысла.
Например, сложно представить себе композитора который сочинил симфонию и понятия не имеет о чем она.
Поэтому пара форма-содержание должна проявляется в проектировании своей музыки, продумывании концепции, идеи
В результате такого подхода музыка становиться глубокой и наполненной смыслом.
Таким образом, понятие музыкальной формы охватывает множество элементов организующих более простые музыкальные элементы с целью придания им художественного смысла.
Музыкальная форма очень тесно связана с такими понятиями как, жанр и стиль.
Любой стиль и направление музыки имеет свои устоявшиеся формы.
Например, песню нельзя написать в форме сонатного аллегро, также как и симфонию нельзя уместить в рамки песенной формы.
Большинство современных стилей опирается на простейшие виды форм: песенную форму, простую двух частную, трехчастную.
Изредка встречается заимствование форм классицизма.
Кроме стиля на форму произведения влияет и его протяженность. Трехминутное произведение просто хронологически не может вместить в себя большую форму, также как и часовое произведение очень сложно построить на одном мотиве. (Из каждого правила есть исключения, послушайте в качестве примера группу Кубикмагги – где в течении 4 минут умещается огромное количество частей, на другом краю произведения минималистов, которые могут длиться как раз около часа и быть построенными на нескольких простых фигурах).
Для создания современной музыки достаточно знать типовые музыкальные формы. Это помогает развивать и создавать свои собственные формы основываясь на общемузыкальных законах развития.
В основе любой формы, если свести ее к простым принципам лежат два принципа: принцип тождества и контраста (или по другому единство в разнообразии).
По идеи научившись применять их в своем творчестве Вы сможете понимать и создавать самые сложные формы. Однако для этого необходимо понять как музыкально эти принципы лучше всего воплощать и с помощью каких средств.
В следующих статьях мы начнем изучение различных видов формы музыкального произведения, рассмотрим примеры их применения и практику использования.
Мне нравится твой новый стиль! Так держать 😉
Спасибо! Я стараюсь)
Блин, если бы я зарабатывал я бы выслал тебе денег)) удачи в написании будущих статей!