Недавно вспомнил одно высказывание, которое услышал в свое время от педагога по дирижированию. Нужно сказать, что это был музыкант высочайшего класса, композитор, дирижер очень тонко разбирающийся в классической и современной музыке.
Учился я в то время на первом курсе и не всегда уделял должное внимание занятиям по дирижированию)
И как то на уроке преподаватель мне сказал: «Проблема многих музыкантов в том, что они думаю, что можно оставаться на одном уровне развития. Но это не так! Существует лишь 2 пути: либо ты деградируешь либо развиваешься. Если тебе кажется, что ты стоишь на месте, то процесс деградации уже начался.»
Как здесь не вспомнить известную притчу о лягушке?
Если лягушку кинуть в кипяток, то она мгновенно выпрыгнет. А если посадить в холодную воду и начать нагревать, то сварится.
Также и в жизни. Процесс деградации и регресса похож на плавно повышающуюся температуру воды. Нам кажется, что мы стоим на месте, но в действительности, если нет роста, то есть регресс.
Вот вы увидели, что-то интересное или новое по теме и подумали: «Да я это и так знаю» или «Потом посмотрю» или « Да я еще старое не понял». Отговорок масса, но смысл у них один — оправдать бездействие и подтолкнуть развитие энтропии.
По сути, как только вы ступили на путь освоения музыки (это кстати относитьcя не только к музыке), вы сразу оказались между 2х путей. Развиваться или не развиваться.
Музыка, как и большинство видов искусства не имеет критериев по которым можно сказать, что процесс ее познания завершен.
В спорте, например, есть мера в виде расстояния, веса, количества голов и т.д
В музыке есть только бесконечный путь развития без конца и края.
Возможно идя по нему, однажды вы поймете, что понимаете музыку немного лучше других и можете выражать ваш внутренний мир четко и однозначно, с помощью звуков музыки. Но в следующий момент окажется, что познание только началось и этот путь невозможно завершить.
Мне нравится, как этот процесс описан в одной из моих любимых книг, которая называется Дзен и искусство игры на гитаре:
«Тот, кто тратит много времени и сил на тренировки, заметит, что пояс день ото дня становится все темнее и темнее, пока окончательно не почернеет. Вот тогда у вас будет черный пояс. Получение черного пояса вовсе не означает конец тренировок.
Однако если человек воистину предан Пути дзэн-гитары, то, достигнув черного пояса, он не прекращает тренировок, а удваивает усилия. Черный пояс начинает истираться, терять окраску, пока снова не становится белым. Свершение этого круга — превращение белого пояса в черный и черного в белый — единственный способ постичь глубины Пути»
Любую информацию можно воспринимать с позиции новичка и находить в ней пользу для своего музыкального развития.
Помню, как в детстве я любил каждый день перечитывать несколько глав из учебника по теории музыки. Информация была понятна и освоена, но каждый раз находились новые грани знаний, понятий. Согласитесь, новичок и мастер воспринимают одну и ту же информацию по разному. Один через призму чистого сознания, другое пропускает ее через свой опыт исполнительства, композиции или, например, сонграйтинга.
Даже такое простое понятие, как интервал, можно интерпретировать, как элемент мелодии, слуховой маркер, элемент музыкальной интонации, строительный материал аккордов, элемент многоголосной ткани. С каждой новой ступень развития вашего музыкального мышления, вы будете переосмысливать уже знакомые вам понятия на новом уровне.
Если же принять позицию, в которой вы все знаете, то начнется регресс, так как развивать музыкальное мышление можно лишь через осмысление элементов музыки. Если же нет процесса познания и осмысления, то вы стоите на месте, что равно деградации.
С другой стороны, процесс развития никогда не бывает линейным, потому что кроме разума, есть еще подсознание, которое находится на своей волне. И иногда, можно заметить прогресс или быстрый рост в моменты, когда вы вообще не занимаетесь музыкой. В этот момент происходит переосмысление и усвоение тех знаний и навыков, которые вы уже наработали. Но думаю, понятно, что если вы ничему не учились, то и перерабатывать будет нечего:)
Именно поэтому советуют особенно усиленно обучаться в моменты, когда кажется, что музыкальное развитие остановилось.
В итоге, вы найдете баланс между поглощением знаний и их применений, главное помните, что если нет развития, то есть регресс.
0 комментарий (-ев) к статье "Музыкальный регресс и прогресс"