Тема, о которой я хочу сегодня поговорить важна для аранжировщиков, композиторов и для исполнителей. Она с одной стороны довольно проста для понимания, но очень сложна в освоении. Проблемы осложняет то, что несмотря на обилие учебников по музыкальной композиции — количество книг которые рассматривают эту проблему целостно просто мизерно. Самая популярная книга — это наверное «Логика музыкальной композиции» Назайкинский. И как вы понимаете, то о чем я хочу поговорить — это музыкальная композиция.
Что такое музыкальная композиция?
Вот одно из определений композиции в любом искусстве – построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.
Еще – сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.
То есть это структура форма произведения, которая обладает определённой логикой на всех уровнях и слоях музыкальной композиции.
Как это проявляется?
Чтобы описать это максимально просто — лучше всего идти от обратного, то есть посмотреть на то, когда композиция разваливается. Это довольно распространенная ошибка даже в среде опытных авторов. Как же проявляется нарушение законов композиции в музыке любого стиля?
Прежде всего это проявляется в нарушении связей между уровнями композиции.
Давайте я уточню, что подразумевается под уровнями композиции.
Есть микроуровень — это интонация. Как правило хорошая композиция, опирается на несколько базовых интонаций.
Уровень мелодии — это основная тема или любое построение уровня периода.
Как связаны микроуровень и уровень мелодии?
В основе любой даже длинной мелодии будет лежать основная интонация, которая будет угадываться даже в самом завуалированном виде — это обеспечивает интерес слушателя, а с другой стороны сопереживание и узнавание.
Самая популярная ошибка — это наличие большого количества интонаций и отсутствие связи между уровнями.
Третий уровень — это макроуровень — уровень небольшого произведения либо части сложной формы (в таком случае, можно говорить еще о надмакроуровне — но понятия условные, тут каждый может использовать удобную для него терминологию).
В хорошо выстроенной композиции сочетается постоянный процесс обновления с повторениями некоторых элементов — это одно из важнейших правил композиции.
И хотя современная музыка очень часто основана на повторах, можно заметить, что грамотные продюсеры и аранжировщики обеспечивают непрерывное нелинейное изменение музыкального материала с помощью автоматизации, небольших видоизменений, вариаций и т. д.
Здесь важным является именно нелинейное изменение.
Как правило, неопытные композиторы любую свежую идею добавляют на стыке формы, например через 4-8 и т. д. тактов. Для создания цельной композиции, гораздо ценнее вводить изменения в середине тактов и построений. И хотя существует большое количество музыки квадратного типа даже среди классиков можно практически всегда увидеть нелинейную составляющую в том или ином виде.
Думаю о законах и фишках музыкальной композиции я напишу отдельную статью, а пока продолжим.
Итак, логика проявляется на всех уровнях и слоях, как написал выше — это значит, что она будет не только в мелодии, но и в гармонии, линии баса и т.д.
Еще раз уточню, что под логикой я здесь подразумеваю прежде всего интонационную связь. Так как интонация может быть и ритмической, то очень часто ритмический паттерн будет организовывать построение.
Композиция, как процесс охватывает все уровни произведения. С начала работы над произведением и до его завершения каждый композитор так или иначе следует определённой логике композиции. Кто-то использует уже оправдавшие себя схемы, кто-то просто копирует те, которые ему известны — но пожалуй есть единственный подход к которому должен стремиться музыкант — это создание уникальной композиционной структуры на основе имеющихся шаблонов. При этом шаблон здесь подразумевает какую-либо общеизвестную схему музыкальной формы, которая используется композитором, как отправная точка для работы. При этом структура может сразу же осознаваться композитором либо проявляться по мере продвижения в композиционной работе.
Продолжение следует:)
Спасибо за открытие темы (-: Надеюсь, Вы продолжите ее развитие, поскольку сама проблема и постановка задачи действительно актуальны.
Да, всё верно, Денис, жду продолжения.
Спасибо, на мой взгляд это очень важная, интересная и полезная тема для всех, кто хочет создавать хорошую музыку. Буду благодарен за новые мысли и наблюдения на этот счет!
Денис,ты молодчина-грамотный и современный музыкант.Но я хочу тебе сказать,что если у человека нету”музыкального масла” в голове от Всевышнего-то никакие теории,рецепты и тд. и тп.не сделают из него композитора.Все о чем ты пишешь-суть правда!Но у настоящего музыканта все эти технические”фишки” на уровне интуиции и подсознания.А тебе огромное спасибо за твои труды!
Супер! Очень редкая и интересная. Чтобы найти уникальный подход, нужно исследовать глубины. Об этом мало кто говорит. Спасибо Денис!
Все очень круто и позновательно!!! Композиция это основа в любом исскустве и если понимать как ее строить, то будут получаться хорошие творения… Денис спасибо что затронул эту тему!
На самом деле, всё очень просто: есть композиторы, которые копаются в гармонии, форме, композиторских техниках и т.д. В результате получается грамотная, даже очень хорошая музыка. А есть композиторы, для которых писать музыку так же естественно, как для птицы летать. В результате выдающееся, гениальное произведение, которое глубоко задевает тончайшие струны души, играет на них, как на скрипке. Хотя, такие композиторы тоже изучали теорию, от этого их произведения становились ещё более гениальными. Например, Римский-Корсаков преподавал композицию в консерватории, но при этом не стеснялся учиться гармонии у своих студентов.
Вот тут я бы в одном месте только поспорил – Римский-Корсаков отличался очень вредным, непримеримым характером – так что учился он у учеников я думаю в кавычках)) А в целом мысль ваша понятна. Только я вот ни одного такого композитора не знаю которые бы писали естественно без знаний. Дом же нельзя построить естественно? а музыка чем отличается?
Денис-Моцарт?
Денис,а я не знаю ни одного блюзмена,который писал бы музыку,опираясь на какую-либо теорию- все,начиная с Лидбелли и заканчивая Хопкинсом,Ли Хукером,Мадди Уотерсом писали именно естественно- это было для них *как для птицы летать*(с) И на них вся музыка современая стоит- Клэптон,Бэк и прочие им в рот смотрели,а сегодняшние уже смотрят в рот Клэптону (который по образованию художник кстати).
Зачем блюз сравнивать с музыкой композиторов. Те музыканты о которых вы пишите это музыка 1) эмоций 2) ограниченого количества образов 3) одностилевая 4) ограниченный состав и т.д. Так можно про любую народную музыку сказать. Кроме того если они говорят, что не знают теории то это и ощущается в их музыке. Не нужно забывать,что блюз это музыка которую круто играть, но слушать любой блюз дольше часа – это пытка. особенно ортодоксальный. Ну конечно только если ты не под и вискарем или что то типа того, но это уже совсем другая история.
Не согласен ни с чем! Ограниченное количество образов? А как же психоделический блюз *Грэтфул Дэд*,когда концертные импровизации продолжались по три-четыре часа? Кроме того, как не сложно заметить, блюз весьма многолик- грубо говоря у каждого исполнителя свой блюз и он отличается как картошка от капусты! Тот же Лайтин Хопкинс мог из ОДНОЙ открытой позиции выдавать бесконечные соло и имповизации (как это впоследствии делал Джонни Винтер). Именно из-за этой его многоликости его можно слушать бесконечно- только,конечно,настрой нужен. И стимуляторы тут ни при чем- мне,например,вполне хватает и пары кружек зеленого чая и прекрасно слушается либо Хукер либо Уотерс либо Брунзи либо Бадди Гай…перечислять можно бесконечно и не какой-нибудь час а несколько альбомов- ограничение тут только по имеющемуся времени. Оттого,что,например,Би Би Кинг не знает теории его музыка хуже не стала!
Главное чтоб продюсер альбома теорию знал и бассист с пианистом:) Я бы мог конечно поспорить, но смысл статьи в другом
Денис,без знаний писал еще Хендрикс! А сейчас,почему-то,его музыку пытаются анализировать вот так примерно как и Вы- с точки зрения теории. Если б он жил сейчас- он этому бы очень удивился,как и тому,что сочинял такую мудреную музыку (примерно как Остап Бендер,который играл в шахматы второй раз в жизни )))
я не думаю,что он был знаком и с составляющими импровизации (как и композиции) да и ограниченностью образов его музыку назвать трудно- как и музыкой настроения. так что,по моему,Вы слишком уж глубоко копаете- рядовому музыканту не так уж это все и необходимо ( и не мешало бы еще сухую теорию разбавить наглядными прмерами из практики)- те,у кого с рождения вголове музыка звучит и остается ее просто записывать,разберутся и так, а если таланта (даже способностей) к этому нет,то зачем спррашивается плодить бездарей,которых на сцене и так полно?
Посмотрите выступление Хендрикса на Вудстоке – там все понятно о его музыке, исполнении и т.д
те,у кого с рождения вголове музыка звучит и остается ее просто записывать,разберутся и так, а если таланта (даже способностей) к этому нет,то зачем спррашивается плодить бездарей,которых на сцене и так полно? – это главная проблема таких людей которые пытаются противопостовлять вещи, которые должны быть вместе. Я разве говорю, что без таланта можно сочинять музыку. Вы вот ответьте на простой вопрос что важнее разум или чувства?
Чувства. По той простой причине,что музыка-это выражение не разума а чувств,на отражает внутренний мир человека,то,что он чувствует в данный момент (особенно импровизаторы),а чувства человеческие не попадают ни под какие теории- в том смысле,что никакой теорией нельзя обьяснить почему человек чувствует ВОТ ЭТО именно в ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Ну так почему бы вам не отказаться от разума? Если я например чувствую, что мне хочеться в туалет – может мне гадить посреди улицы? Или если я вижу на уличе красивую девушку и чувствую к ней сексуальное влечение мне нужно предпринять какие то действия? Вы говорите о каком то стихийном поведениии дикарей. Музыка не может существовать без разума. Как вы научитесь играть без разума? Что за однобокая позиция. Все музыкальные открытия появились благодаря работе разума музыкантов. Это факт, который просто существует. Его нельзя отрицать – это как электричество
Дениc,люди,могущие сочинять музыку,просто берут гитару и играют,записываясь вживую,как Хендрикс. Они не потеют ночами,корпя над соотношениями аккордов! У таких как Би Би Кинг музыка вообще в крови- в одной видеошколе там с ним сидит мужик с гитарой и расспрашиавет его,тот показывает,а этот говорит,что это такой-то аккорд с повышенной терцией или еще что-то в этом духе,а Кинг говорит ему: Я НЕ ЗНАЛ ЧТО ЭТО ТАК НАЗЫВАЕТСЯ! И как по Вашему- с мозгами он играет или без? Он всю свою карьеру использует ТОЛЬКО ОДНУ ГАММУ! это говорит о том,что он без мозгов?
Во-первых он использует не одну гамму – это инфа 100%. Я сам гитарист. Во-вторых, то что он не знает,как это называется с точки зрения классической теории – говорит лишь о том, что у него своя система. В-третьих, статья не для тех, кто мыслит категориями Хендрикса ( который при всем уважении к нему, играл очень грязно и криво), Би-би кинга иже с ними. Хотя известно, что Хендрикс склонялся к джазу, что потребовало бы от него изучения теории. Давайте говорит о Zappa, Holdsworth или например Куинси Джонсе – самый лучший продюсер мира – проходил обучение у Оливье Мессиана, записал сотни альбомов в самых разных стилях, продюсировал столько музыкантов, что не перечислить.
Денис спасибо за статью. И не спорь по поводу нужно образование или нет, есть упрямцы которые не хотят учиться и оправдывают лень всякой хренью. Что говорить если Стив Джобс изначально начал лечить свой рак у народных целителей – результат известен. Недавно узнал что Игорь батман участвовал в записи альбома группа крови… По всей видимости все идеи сумел причесать и привести в удобоваримый вид, т.к. Предыдущие альбомы с музыкальной точки зрения слабоваты…
Артур,если Вы меня имеете ввиду,то смею Вас заверить,что осваивая гитару и синтезатор самоучкой- в свои 40 лет- я не собираюсь ничего оправдывать. Наверное из за лени. то, что я не пошел в музшколу в свое время- не моя ошибка а чья-то недоработка.Вот и исправляю как могу.
Зачем противопоставлять разум и чувства, у каждого свой подход в музыке. На самом деле, поучиться всегда полезно.
Денис, вместо того, чтобы приводить доводы про разум, чувства и теорию музыкальной культуры, вы бы лучше на СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ продемонстрировали – как ваши познания в этой области способствуют созданию музыкальных НЕТЛЕНОК 🙂
Говорят , что Лев Толстой “Войну и мир” переписывал чуть ли не 10 раз – стремился донести читателю свою мысль. За то книга известная всему миру. Тоже и в музыке, извлекать красивые последовательности как например гаммы,смену тональностей и тому подобное – это только подготовка к музыке. Музыка имеет смысл, содержание, которые в свою очередь влияют на чувства. За сегодняшние высказывания Дениса я даже зауважал. Спасибо.