Продолжаем изучать наиболее популярные формы современных песен и в этой статье поговорим о формах рок-песен.
Так как рок включает в себя огромное количество направлений, то необходимо рассмотреть формирование его структур с базовых стилей. Это в первую очередь блюз и ранний рок.
Для продвинутых стилей рока не характерно использование каких-либо строгих структур. Как правило, музыканты используют более сложные схемы заимствованные из классической музыки либо создают свои собственные.
Также нужно добавить некоторые обозначения для частей, которые характерны для рока.
Break (обозначим как Br – короткая инструментальная часть)
Interlude (интерлюдия — долгая инструментальная часть, которая может включать несколько частей)
Solo – соло
I – intro ( вступление)
Tag – короткая кода
Outro длинная кода с затуханием
и те которые известны V – куплет , С — хорус, P – прехорус, B – бридж
Типичные формы блюза
AAB (каждая буква это 4 такта)
Стандартная блюзовая форма. В роке может трактоваться более свободно за счет использования не типичной гармонии и расширения тактов.
Например,
E|D|A|D|
E|D|A|D|
A|D|E|E| пауза|
Затем форма ABABAB (куплет припев или припев куплет) каждая часть равная 12 тактам — блюзовый квадрат.
Также возможен вариант A (12) B(8)
Здесь форма может значительно видоизменяться, остается только общий скелет.
Ранний рок
Ранний рок был построен на формах блюза и театральных формах, которые варьировались и смешивались.
Типичные варианты формы раннего рока
I-V-C-V-C-S-Bri-C-V-C-O/T — Интро — куплет-припев-куплет-припев-соло-бридж-припев-куплет-припев-outro/tag
I-V-C-V-C-S-V-C-S-V-C-O/T – интро-куплет-припев-куплет-припев-соло-куплет-припев-outro/tag ( rock around clock)
Как правило, такое количество куплетов обусловлено их размеров — это могут быть 4 — 8 тактовые разделы.
“Hey Jude” (The Beatles) форма AABA схема
припев-припев-куплет-припев
В раннем роке часть A чаще всего являлась припевом, что показывает переемственность от джазовой формы.
Motown
В этом стиле часть A это уже куплет, что делает эту форму классической песенной.
Те же варианты и их интерпретация
AABA или Куплет-куплет-припев-куплет
ABAA или куплет-припев-куплет-куплет
Поп-музыка 70х-80х
Как правило, здесь мы встречаем различные усложнения базовых форм, а также появление новых. Наиболее популярные варианты
I-V-P-C-Bre-V-P-C-S-Bri-P-C-Bre-V-P-C-O/T
Интро-куплет-прехорус-припев-брейк-куплет-прехорус-припев-соло-бридж-прехорсу-куплет-прехорус-припев-кода/tag
I-P-C-V-Bre-P-C-V-S-Bri-P-C-V-Bre-P-C-V-O/T
Интро-прехорус-припев-куплет+брейк+прехорус-припев-куплет-соло-бридж-прехорсу-брейк-прехорус-припев-куплет-кода/tag
I-V-C-Bre-V-C-S-Bri-C-Bre-V-C-O/T
интро-куплет-припев-брейк-куплет-припев-соло-бридж-припев-брейк-куплет-припев-кода/tag
I-C-V-Bre-C-V-S-Bri-C-V-Bre-C-V-O/T
интро-припев-куплет-брейк-припев-куплет-соло-бридж-припев-куплет-брейк-припев-куплет-кода/tag
Также могут встретиться различные не нормативные формы с использованием риффов дополнительных расширений. Это в целом характерно для усложняющейся музыки 70х
Интересно.А в электронной музыке формы называются совсем иначе(интро,брэйк) а смысл у них похожий с этими?
Ещё встречается, как бы “трансовая” форма, как раз с 90х и начала использоваться довольно часто, где структура состоит из интро, затем куплет, в брейке припев, потом основная мелодия иногда с повтором куплета и оутро.