предыдущей статье я рассмотрел варианты обыгрывания мажорного аккорда. Поскольку существует всего пять основных классов аккордов (если Вы не знаете какие, то смотрите здесь), то и количество статей будет равно пяти. Таким образом, Вы всегда будете иметь в голове четкую систему гамм и ладов и их соотношение с аккордами. Сегодня поговорим о минорных аккордах и вариантах их обыгрывания. Для начала определим какие аккорды мы будем обыгрывать. Аккорды минорного класса – это в первую очередь аккорды m и m7. Также сюда входят их расширенные вертикали m9 и m11. К аккордам минорного класса условно также можно отнести аккорд m(maj)7. И также напомню, что в натуральном мажоро-миноре эти аккорды расположены на II, III и VI ступени. Первый способ обыгрывания наиболее популярен в джазе – это использование дорийского лада. Происхождение этого способа обыгрывания основано на том, что минорный аккорд, построенный на второй ступени мажора, как раз обыгрывается дорийским минором. Дорийский минор, в отличие от натурального, имеет более нейтральное звучание, что очень важно при импровизации, так как натуральный минор не всегда может соответствовать конкретной музыкальной ситуации. Пример 1 Также это можно представить как игру в рамках Bb мажорной гаммы (что может быть удобно в некоторых случаях, но в целом не рекомендуется). Менее популярен в джазе, но характерен для рока натуральный минор или эолийский лад: Пример 2 Натуральный минор обладает печальным, грустным звучанием. В отличие от дорийского минора, натуральный минор можно использовать только для обыгрывания аккорда I ступени минора или VI мажора, так как в остальных случаях он будет давать неоднозначное модальное звучание. Естественно, что мы, как и в предыдущих примерах, можем использовать расширенную вертикаль аккорда. Если попробовать обыграть аккорд Сm9, то мы обнаружим в верхнем голосе арпеджио Ebmaj7 – отсюда следует, что любой минорный аккорд можно обыграть аккордом maj, расположенным на третьей ступени: Пример 3 Если двигаться по надстройкам вниз, то получим арпеджио аккорда Am7b5, то есть минорный аккорд можно обыграть с помощью арпеджио полууменьшенного, расположенного на 6 повышенной ступени минора: Пример 4 Такой подход также дает нам дорийское звучание. Пентатоники, которые подойдут нам для обыгрывания минорного аккорда, расположены на I, II и V cтупени минора или С, D и G в С миноре: Пример 5 Для создания полиаккордового звучания используем трезвучия III, IV и VII ступени. Наложение мажорных трезвучий на минорный аккорд создает неоднозначное, но очень современное звучание. Пример 6 Использование мелодического минора также оправданно, поскольку он отличается от дорийского лада только VII ступенью, которая, являясь повышенной, создает вводное звучание и подходит для обыгрывания не только аккорда m7, но и m(maj)7 Пример 7 Двигаясь от мелодического минора, мы придем к гармоническому, который в данном контексте можно представить как эолийский с добавленной вводной. Звучание увеличенной секунды между 6 и 7 повышенной обычно нивелируется, но, если нужно подчеркнуть колорит лада (для создания восточных интонаций), то она может быть акцентирована: Пример 8 И последний пример – это трезвучие, построенное на V ступени гармонического минора. Поскольку аккорды принадлежат к разным функциям, возникает полиаккордовое звучание; в случае с C минором, будем использовать аккорд G мажор: Пример 9 ]]>
а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.
Блин,забыл выложить:) Сделаю
Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.
А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель – помощь композитору? То как-то сомнительно.
Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом – это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим – практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство – это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)
Из поста картинки пропали!
А вообще – огромное спасибо, Денис, за кучу полезной информации!