Творческий процесс сочинения музыки в любом стиле ставит перед композитором самые разные задачи. Это и создание мелодии, гармонизация, соединение мелодии гармонии, инструментовка, аранжировка и т.д.
Условно любую музыкальную ткань можно разделить на 2 больших области – это “душа” – как правило мелодическая линия и “тело” – гармония, аранжировка, фактура. Фактуре здесь принадлежит особое место (более подробно о фактуре можно прочитать здесь). Напомню, что Фактура – это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо. Освоение фактуры важнейший этап при обучении композиции. Уровень владения разными видами фактуры показывает мастерство композитора, существенно влияет на стиль его произведений.
Один из популярных видов фактурного изложения является орнаментальное. Этот тип фактуры, как правило основан на гармонии и изучается в соответствующем курсе. Орнаментальная фактура делится на 4 вида:
- Гармонический орнамент
- Мелодический
- Мелодико-гармонический
- Ритмический
Гармонический орнамент
Основан на гармонической фигурации. Пример простейших фигураций на аккорде C мажор
Самый популярный вид гармонического орнамента – это разложенные аккорды В следующем примере представлена последовательность аккордов в A миноре: I-Vx-VI-II7b5-I-Vx-I или аккордами Am-E7-F-B7b5-Am-E7
Любую последовательность аккордов представить в виде одноголосной орнаментированной линии и наоборот любой гармонический орнамент может быть собран в базовую последовательность аккордов. Как правило, такой тип изложения используется для аккомпанемента, хотя в роке и поп музыке может использоваться для создания тематических построений. Например, вступление к песням Nothing Else Matters, Sweet Child O’ Mine и др.
Отличительной особенностью гармонических фигураций является более свободное голосоведение – возможны ходы на увеличенные интервалы (в примере обозначено скобкой), неразрешенные альтерации и т.д. Возможно использование параллельного движения совершенными консонансами (квинты, октавы).
Также возможно добавление неаккордовых звуков и изменение количества голосов (например,4х голосия на 5 голосие и т.д.)
Таким образом, можно использовать гармонический орнамент в сложных гармонических построениях для облегчения работы с голосоведением. Пример сложной орнаментики с использованием неаккордовых звуков, расширения диапазона. Также встречаются параллельные квинты.
Мелодический орнамент
Мелодический орнамент бывает двух видов – напевная фигурация и пассажная фигурация. В целом мелодический орнамент относиться к общим формам движения( фоновый музыкальный материал – подробнее здесь).
Отличие мелодического орнамента от гармонического в том, что орнаментация происходит в одном голосе( как правило в верхнем), а не во всех голосах. Главную роль в мелодическом орнаменте играют вспомогательные ноты и разного рода не аккордовые звуки. Характерно использование, как диатонических, так и хроматических опеваний. На сильной доле нижние вспомогательные прилегают на расстоянии малой секунды, что очень часто требует альтерации. Верхние же звуки всегда соответствуют ступеням лада. Вспомогательные на слабой доле также часто требуют альтераций для сохранения малосекундового интервала. Примеры:
Также существует разновидность мелодической фигурации под названием фигурированный органный пункт. Это фигурация выдержанного баса или просто басового голоса фактуры. Естественно, что возможно фигурирование в двух и трех голосах:
Мелодико-гармонический орнамент
Также возможно совмещение рассмотренных типов изложения. В реальной практике, как правило, гармонически, мелодический и мелодико-гармонический орнамент чередуются и переходят один в другой. Иногда под мелодико-гармоническим орнаментом очень сложно обнаружить подразумеваемую гармонию. Для того, чтобы это сделать нужно отбросить все вспомогательные звуки и октавные удвоения. Пример мелодико-гармонического орнамента на уже знакомую нам аккордовую последовательность: Кроме того, могут образовываться сложные виды орнамента при использовании вспомогательных нот к другим вспомогательным, как в следующем примере:
Во втором такте мы видим использование большесекундового вспомогательного звука к неаккордовому звуку С. Данный прием встречается и дальше.
Ритмическая фигурация и орнамент
Сам прием ритмической фигурации настолько прост, что сфера его использования очень ограничена (самый популярный пример вступление к Show Must Go On). Однако в сочетании с гармоническим орнаментом возникает много интересных вариантов фактуры. Самые простые – это изложение аккорда восьмыми, триолями и 16ми:
Также популярно использование ритмических повторений (репетиций) в мелодико-гармоническом орнаменте: при подготовке статьи использован материал из учебника Ю.Н Тюлин, Н.Г. Привано Гармония]]>
Здорово! очень полезно, надо с хроматическими опеваниями поработать.
Ю.Н Тюлин, Н.Г. Привано глава 17, стр 350-364
Spasibo za poleznuju informaciju. Pozabyl uzhe vsio-pora uchitsa.
Spasibo za trud.
Спасибо! Прочитав статью, нашла для себя новые приемы. Попробую использовать их в своих работах. Для меня придумать мелодию всегда проще, чем оформить ее и записать аккомпанемент, отходя от стандартного арпеджио.
Любую последовательность аккордов представить в виде одноголосной орнаментированной линии и наоборот любой гармонический орнамент может быть собран в базовую последовательность аккордов. – не совсем понятно. Объясни пожалуйста.
Лучше я наверное видео простое показательное запишу:) Ну или статью. посмотрим. Спасибо за идею
Статьи в текстовом варианте не очень воспринимаются – скучно и не эффективно. Видео куда лучше 🙂
Кж