Существует множество различных способов, с помощью которых можно создавать десятки различных ладов. Как правило, все эти лады являются производными какого-либо распространённого лада, который с помощью различных (часто математических) способов преобразуется в совершенно новые модусы.
Самым распространённым является уже рассматриваемый здесь принцип обращения ладов, позаимствованный из гармонии.
Наиболее известными модусами среди большинства музыкантов являются обращения мажорной гаммы.
Играя мажорную гамму от разных ступеней, мы получаем различные лады. Однако для лучшей наглядности я записал все эти лады от как от разных ступеней гаммы так и от одной ноты, что позволяет лучше понять различия в составе и звучании ладов. Примеры 1-7 вычленение ладов из мажорной гаммы С, эти лады можно найти в любом учебнике по теории музыки:
Гамма до мажор(или до ионийский)
дорийский лад
локрийский
По своему составу данные лады можно разделить на три группы представленные в таблице(классификация ладов по качеству терции от первой ступени лада):
Такое восприятие ладов удобно для применения их на практике, поскольку позволяет мгновенно отобрать лады с необходимой окраской. Локрийский лад хоть и имеет в основе малую терцию, все же не попадает в группу минорных ладов потому, что его тоника это уменьшенное трезвучие, которое не может звучать устойчиво.
Те же лады но построенные от ноты С:
Таким способом мы получили наиболее распространенный набор ладов называемых народными.
Для получения более экзотического, нестандартного звучания попробуем преобразовать гамму джазового мелодического минора.
Джазовый мелодический минор это стандартный мелодический минор который не разрешается в натуральный минор в нисходящем движении, поэтому ступеневый состав у него всегда один :1 2 b3 4 5 6 7
Как Вы можете заметить, мелодический минор, то это, по сути, мажор с пониженной третьей ступенью, поэтому для получения группы ладов мелодического минора нужно в известных нам народных ладах понизить ноту Е (для ладов от ноты С)
Построим от всех ступеней мелодического минора производные лады(обращения) :
Названия ладов по порядку:
1. Мелодический минор
2. Фригийский #6
3. Лидийский увеличенный
4. Лидийско-миксолидийский
5. Мелодический мажор
6. Эолийский b5
7. Суперлокрийский
Те же лады от С:
Наиболее применяемые лады это мелодический минор, лидийско-миксолидийский, увеличеный лидийский, суперлокрийский.
Большинство ладов применяется при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов и создает специфическое увеличенное, красочное, загадочное, сказачное звучание. Это объясняется наличием в этих ладах пентахордов увеличенного и уменьшенного ладов.
Ниже Вы видите сравнение состава уменьшенного, целотонового ладов и мелодического минора
Как Вы видите мелодический минор содержит последовательность пяти нот из каждого лада.
Это делает его самым распространенным ладом по причине полного отсутствия тональной определенности.
По этой же причине любой производный модус мелодического минора пригоден для обыгрывания доминантовых и беcтональных аккордов.
Всё это можно представить, кстати, в виде двоичной системы исчисления.
опечатка наверное, миксолидийский от ноты фа написан, хотя, вроде как, от соль должен быть.
Очень интересная статья. Спасибо большое!
Отличная статья) Спасибо!
я лад шюштер ищу