• Корзина пуста.

Принцип баланса восприятия

Принцип баланса восприятия

Продолжаю серию постов про универсальные законы музыки, которые работают в любом стиле/жанре, так как опираются либо на психологические закономерности, либо на законы эстетики.

Сегодня поговорим про принцип, который связан с психологическими особенностями работы мозга.

Как известно, кратковременная память ограничена в своих возможностях и, в отличие от компьютера, мы не можем поставить еще парочку дополнительных плашек оперативки.

Кратковременная память описывается обычно формулой 7±2. То есть минимальное количество единиц информации, которые мы можем удерживать в моменте, равно 5, а максимальное — 9, в среднем — 7.

Что происходит, когда в короткий период времени нам сообщают количество информации большее, чем мы способны хранить в кратковременной памяти?

Естественно, что все, что превышает объем, не воспринимается, а превращается в информационный шум, либо в лучшем случае звучит как какой-то не имеющий значения фон.

В музыке мы можем увидеть множество воплощений магического числа 7±2.

Например, в полноценно изложенной музыкальной мысли обычно не бывает больше 8 смысловых единиц (мотивов-синтагм). А на самом деле их число обычно находится около 5.

В аккордной последовательности обычно предел аккордов в рамках одного построения тоже не превышает 7-9. Таких закономерностей можно найти много. В современной песне, например, количество частей почти никогда не превышает 6 (интро-куплет-прехорус-припев-постхорус-бридж-кода).

Именно ограниченность объема восприятия музыкальных элементов создает Принцип баланса восприятия.

Этот принцип в композиции мы применяем к элементам, из которых состоит любая музыка.

В универсальном виде принцип можно сформулировать так:

  • При усложнении, увеличении одних элементов — уменьшаются другие.
  • Чем сложнее компоненты, тем в более простом соотношении они находятся.
  • Чем проще компоненты, тем более сложное их соотношение.

Как это выглядит на практике.

Например, при усложнении ритмической организации музыки, использовании полиритмии, полиметрии, сложных размеров и длительностей усложнение гармонии или мелодики не имеет смысла, так как слушатель не сможет охватить и понять смысл высказывания. Да, такую музыку можно проанализировать, послушать много раз, но слух и мозг в момент слушания все равно не смогут воспринять и ритм, и гармонию, и сложность мелодики. Это физически невозможно.

Недавние исследования на профессиональных музыкантах вообще показали, что невозможно слышать более 1 линии за раз.

То есть вы можете либо слушать ритм, либо гармоническую окраску, но абстрагироваться от ритма и т.д.

Аналогично работает и наоборот: чем сложнее гармония или ладовая организация, тем проще ритмика.

Да, можно найти большое количество музыки, в которой усложнены все элементы. Но это музыка для бумаги, потому что услышать все детали не в силах даже сам композитор.

Поиск баланса элементов и умение выстроить их в логичную структуру, в которой все идеи прослушиваются, есть мастерство композитора и, в целом, ключевой элемент деятельности композитора.

Для тех, кому интересно изучить научные работы:

В исследовании The perceptual relevance of balance, evenness, and entropy in musical rhythms показано, что восприятие музыкальных ритмов может быть охарактеризовано через такие параметры, как баланс, равномерность и энтропия. Эти параметры оказывают значительное влияние на память и эстетическую оценку музыкальных ритмов.

В этой статье https://symposium.music.org/index.php/19/item/1857-musical-pattern-perception можно почитать про то, что восприятие музыкальных паттернов является важным аспектом человеческого поведения. Мы структурируем звуковые стимулы, создавая паттерны, и реагируем на музыку на том же уровне паттернов, что и на другие жизненные процессы.

Здесь https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.890 подробно описано то, что музыкальное восприятие включает в себя все аспекты психологической и нейронной обработки, возникающие при прослушивании музыки.

Для того чтобы понять музыкальный стимул, перцептивная система должна создать внутреннее представление структуры музыкального произведения, включая атрибуты отдельных событий (таких как высота звука, тембр, громкость и время), группы событий (такие как аккорды, голоса и фразы) и структурные отношения между такими группами.

03.06.2024

0 комментарий (-ев) к статье "Принцип баланса восприятия"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture