Сегодня я хочу рассказать Вам о использовании модальных прогрессий.
Современные мажор и минор являются результатом очень долгой эволюции ладов.
Как известно, во времена зарождения нотной записи наиболее популярен был фригийский лад (по современному определению).
Этим объясняется путаница в написании ноты B (как Си бемоль) в классической системе и ноты H ( как си) и джазового обозначения Bb и B соответственно.
Во времена распространения ладов гармонии как таковой не существовало и было распространено многоголосие в котором не было системы трезвучий, тоники, доминанты и т. д.
Однако с зарождением гармонии от ладов пришлось отказаться, так как тяготения в каждом их них уникальные, что не позволяет использовать эти лады в рамках единой системы.
По этой же причине пришлось повысить 7 ступень эолийского лада для получения унифицированного звучания.
Это если касаться истории вопроса.
Теперь к практике.
При образовании модальных прогрессий можно выделить 2 способа работы с ладами.
1. Наиболее приближенный к полифоническому методу.
Здесь движение фундаментальных тонов аккордов основано на секундах и терциях – ладовом тяготении. При этом обращения не применяются.
В качестве строительного материала используются секунды, кварты, квинты и т.д реже терции.
2. Псевдотональный
При этом подходе используются классические ходы в гармонии, но внутри определенного лада с использованием терцовой структуры аккордов. Что дает смешанное звучание.
Использование ладов значительно расширяет количество красок и позволяет создавать новое звучание, особое настроение музыки. Музыканты используют для описания характерного звучания лада такие понятия как – лидийское звучание или фригийское звучание.
Вспомните известный в классической гармонии ход – фригийский, который имеет именно фригийское звучание.
Не забывайте,что современный слух классифицирует лады как разновидности минора или мажора. Поэтому лады диатоники делят на 2 группы мажорного и минорного наклонения:
Мажорного
Иойиский
Лидийский
Миксолидийский
Минорного
Дорийский
Фригийский
Локрийский
Последний имеет больше уменьшенное звучание, но я не буду углубляться В другой раз.
Как с позиции мелодии, так и с позиции гармонии для образования лада необходимо закрепление устоя, а также показ характерных ступеней/аккордов лада.
Закрепление устоя достигается правильным расположением аккордов в кадансах и использованием необходимого соотношения между аккордами.
Таким образом, если Вам нужно создать прогрессию в A миксолидийском, то гармония должна концентрироваться вокруг центра A и т.д.
C ионийский (C major):
Ноты: C D E F G A B C
Аккорды: C Dm Em F G Am Bdim C
Настроение: Радость
D дорийский:
D E F G A B C D
аккорды: Dm Em F G Am Bdim C Dm
Настроение: светлая грусть, нейтральное
E фригийский:
E F G A B C D E
Аккорды: Em F G Am Bdim C Dm Em
Настроение: мрачное, мистическое
F Лидийский:
F G A B C D E F
Аккорды: F G Am Bdim C Dm Em F
Настроение: Солнечное, мечтательное
G Миксолидийский:
G A B C D E F G
Аккорды: G Am Bdim C Dm Em F G
Настроение: радостно-игривое
A эолийский (A minor):
A B C D E F G A
аккорды: Am Bdim C Dm Em F G Am
настроение: грусть
B локрийский:
B C D E F G A B
аккорды: Bdim C Dm Em F G Am Bdim
настроение:
мрачное, темное
Обратите внимание, что из-за изменения звукового состава лада для каждого из них требуются свои обороты.
Сыграйте и послушайте звучание тональной прогрессии в контексте ладов.
“IV – V – I” в разных ладах
C ион (C – F – G – C)
D дор (Dm – G – Am – Dm)
E фриг (Em – Am – Bdim – Em)
F лид (F – Bdim – C – F)
G микс (G – C – Dm – G)
A эол (Am – Dm – Em – Am)
B локр (Bdim – Em – F – Bdim)
Характерные ступени 5 важнейших ладов
Лидийский 4#
Миксолидийский 7b
Дорийский 6#
Фригийский 2b
Локрийский 2b,5b
Итак, лучшим способом для создания модальной прогрессии будет подчеркивание аккордов содержащих характерные ступени лада ( если говорить о втором способе см. начало статьи).
Например, для F лидийского это могут быть такие прогрессии:
F – G – F – G
F – Em – G – F
Использование Bdim лучше избегать поскольку эти аккорды имеют сильное тяготение и будут закреплять лад C, а не F.
Если нужно использовать аккорды на 4 ступени лидийского, то лучше применить нетерцовую структуру.
Дорийский:
Dm – Am – G
Dm – Am – C – G
Фригийский
Em – F – Em – Dm
Em – F – G – Dm
Миксолидийский
G – Dm – G – F
G – F – C-F
Это лишь вводная информация по модальным прогрессиям. Для получения полноценной информации и развития навыков обращайтесь к курса Гармония 202 или проходите Тренинг по Созданию аккордовых последовательностей
Спасибо! Вы — большой молодец. Изучаю теорию музыки самостоятельно, ваши статьи читаю все время, всё понятно и доступно…
Спасибо за интересный материал. Давно искал такую инфо. Еще бы пройтись по гармонии современных музыкальных направлениях. Удачи и успехов!
Спасибо.Очень хорощий урок. Какой Вы молодец, что даете возможность знакомится с разноплановой гармонией.
Полезная статья. В плане того, из каких аккордов состоят эти лады.
“Характерные ступени 5 важнейших ладов
Лидийский 4#”
Получается в лидийском 4# это будет B#dim?
В каком лидийском?
Не могу понять почему знаки альтерации приписаны к характерным ступеням ладов 🙁
F лидийский. Но с этим вопросом становится все понятно, если убрать знаки альтерации. Но тогда непонятно зачем они указаны в статье 🙁
Я вас не совсем понимаю о каких знаках альтерации вы говорите
Характерные ступени 5 важнейших ладов
Лидийский 4#
Миксолидийский 7b
Дорийский 6#
Фригийский 2b
Локрийский 2b,5b
Вот здесь после номера ступени идет знак # или b
Денис?
Действительно не пойму в чем проблема? Характерная ступень лидийского #4 – если лидийский лад в ладу до
то F#, в ладу F это B и т.д. То есть берем мажор или минор и альтерируем указанные ступени
Можно конечно излагать лады формулами если вам так проще – то пожалуйста:
Характерная ступень лидийского – 4. формула лада тон-тон-тон-полутон-тон-тон=полутон
Характерная ступень миксолидийского 7 формула лада тон тон полутон тон тон полутон тон
Характерная ступень дорийского 6 формула лада тон полутон тон тон тон полутон тон
Фригийский – ступень 2 – формула лада – полутон тон тон тон полутон тон тон
Локрийский ступень 2 и 5 формула лада полутон тон тон полутон тон тон тон
Спасибо!
Денис, из статьи, к сожалению, не понятно, какие же аккордовые прогрессии характерны для локрийского лада?
Для ладов в целом характерны не прогрессии, а общее звучание лада, которое создается за счет особой аккордики. Любое же характерное движение практически всегда может иметь и тональную природу. С другой стороны простейшее движение типа Esus Bb Fsus создает звучание локрийского лада. Обратите внимание на то, что например аккорд Fsus в данном контексте FBbC – содержит две характерные ступени лада.
Движение типа Esus Bb Fsus – это всё же не совсем “по-локрийски”, ибо Esus содержит ноту си, которой в Е локрийском нет.
Согласен получится миксодиатоника. Однако квинту всегда можно пропустить -Например Em7no5 использовать либо с повышенной квинтой типа Em+5, либо полууменьшеный, но тогда слишком тональное звучание будет
Очень интересно! Огромное спасибо!